От продаж кофе на «Дордое» — к собственному бренду батончиков «Рахмат»: история успеха незрячего Азата Токтомбаева

От продаж кофе на «Дордое» — к собственному бренду батончиков «Рахмат»: история успеха незрячего Азата Токтомбаева

Азат Токтомбаев — предприниматель, спортсмен и тренер, который помогает незрячим людям адаптироваться к цифровой среде.

В эксклюзивном интервью изданию «Ишкер Медиа» он рассказал, как нашел свое дело, создал брендовые батончики «Рахмат» и почему не отказался от бизнеса даже после пандемии.

— Азат, расскажите о себе.

— Я родом из Тюпского района Иссык-Куля, единственный ребенок в семье. Сейчас мне 33 года, живу в Бишкеке с женой и дочкой. Я незрячий с рождения, и из девяти родственников по маминой линии четверо тоже не видят. Сейчас профессионально занимаюсь спортом, обучаю незрячих людей работе со смартфоном и компьютером и развиваю небольшое предпринимательство.

— Как вы пришли в бизнес?

— С детства меня тянуло к предпринимательству. В школе я продавал SIM-карты, студентом перепродавал телефоны. В селе пробовал заниматься земледелием — выращивал урожай и продавал. Но все это делал при поддержке близких.

В 2015 году приехал в Бишкек и попал на реабилитационный курс для незрячих. За четыре месяца научился ходить с белой тростью, готовить, обслуживать себя, работать с компьютером и смартфоном. Тогда впервые почувствовал, что могу что-то делать сам. До этого даже на улицу один не выходил.

Спустя время я принял решение начать собственное дело. Так зимой 2016 года начал ходить по «Дордою» и продавать кофе «3-в-1» из термоса. Потом продавал семечки, жвачку, салфетки — вплоть до еды.

— Когда появилась идея производства собственных батончиков?

— В 2019 году. Я спортсмен, видел, что бегуны и велосипедисты едят специальные батончики, но они дорогие и импортные. Решил попробовать делать свои. Знакомая из России подтолкнула к новому этапу, а директор реабилитационного центра объяснила, что основу составляют сухофрукты.

Изначально я покупал продукты на 2 тысячи сомов и делал батончики дома в мясорубке. Иногда получалось неудачно, но постепенно я нашел свой рецепт. Проконсультировался с технологом, получил сертификат. В конце года снял помещение, купил оборудование — и тут началась пандемия. Пришлось остановиться.

— Как удалось возобновить производство?

— После пандемии возникали мысли отказаться от этой идеи. Но именно тогда в обществе начал расти интерес к натуральным продуктам. Решив, что смогу найти своего покупателя, в 2023 году я снова запустил производство.

На ярмарке представители Enactus Kyrgyzstan увидели мои батончики и предложили участвовать в конкурсе «Жаш табышкер». Я написал проект и прошел, после чего снова помещение, купил оборудование и возобновил производство.

— С какими трудностями столкнулись?

— Людям с нарушением зрения нужно в 2–3 раза больше усилий. Если кому-то нужно 20%, нам — 40–60%. Сложно устроиться на работу: не доверяют, а если берут — требуют больше.

В бизнесе было так же. В поликлинике долго не хотели выдавать санитарную книжку: «Как ты будешь делать продукцию, если не видишь?» Я много раз ходил и доказывал, что действительно произвожу батончики.
Все документы — ИП, отчеты, сертификацию — оформлял сам. Хотел понять, через что проходит предприниматель с ограниченными возможностями.

Со сбытом тоже было тяжело: магазины отказывались брать продукт. Сейчас у меня есть постоянные покупатели — если батончики заканчиваются, они сразу звонят. Сложности остаются, особенно финансовые, но с 2023 года наблюдается стабильный прогресс.

— Из чего вы делаете батончики и чем они отличаются?

— Основные ингредиенты: сухофрукты (курага, яблоко, груша), орехи, изюм, иногда мед. Никакой химии, только натуральное сырье. Многие делают батончики из дешевого сырья, оставшегося после экспорта. Я использую только первый сорт, поэтому вкус лучше. И нет шоколада — батончики не тают и не твердеют.

— Почему выбрали название «Рахмат»?

— Потому что ваш организм скажет вам «спасибо». Покупатели иногда спрашивают: какое отношение «рахмат» имеет к батончику? Я объясняю: благодарность двойная. Здоровье благодарит вас за полезный продукт, мы благодарим покупателя, а покупатель — нас.

Полную версию интервью читайте на сайте «Ишкер Медиа».

Еще статьи из категории

Еще статьи из категории