Круассаны вместо самс: как психолог из Оша сделала круассаны популярными в городе

Еще несколько лет назад в Оше круассаны были редкостью, а сегодня их с удовольствием заказывают в кофейнях по всему городу. Пекарня Savoiardi, созданная Мээрим Кашкаевой, стала одним из главных поставщиков этой выпечки. В интервью она рассказала, как начинала свое дело с доставки на велосипеде, почему круассан — это 22 часа работы и какие десерты сейчас в тренде в южной столице Кыргызстана.
— Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее создать пекарню?
Во многом этому поспособствовала пандемия. В тот момент в городе было сложно достать качественную выпечку, и знакомые стали просить меня что-то приготовить. Так как я всегда любила печь, начала делать торты, пирожные, доставляла их – иногда на велосипеде, иногда пешком.
Со временем поняла, что это мое, и стала искать свою нишу. В тот момент в Ош приехал мастер-кондитер из России, я записалась на его обучение, прошла курс и поняла, что хочу этим заниматься серьезно.
— Что для вас оказалось самым неожиданным?
Сложно сказать, что именно было совершенно неожиданным, но непривычных вещей, конечно, много. Когда я начинала, это было просто увлечение, ремесло. Сейчас я осваиваю бизнес-процессы, учусь, разбираюсь, как все устроено.
До этого я пробовала себя в разных сферах: открывала детский сад, пасла баранов, сажала сафлор на 20 гектарах, выращивала кукурузу – все это тоже казалось бизнесом. А теперь уже четвертый год занимаюсь одним делом и только сейчас начинаю глубже его понимать. И, конечно, впереди еще много работы и обучения.
- Кто вы по образованию?
У меня два высших образования – я физик-математик и психолог. Но в качестве преподавателя не работала, а почти 18 лет занималась молодежными проектами, работая психологом.
— По вашему опыту, что больше пользуется спросом в Оше?
В Оше, безусловно, самсы – это любимая выпечка жителей города. Но когда мы начали делать круассаны, это стало чем-то новым, прикосновением к Европе, к Франции. И люди их очень быстро полюбили. Возможно, именно благодаря этому мы смогли занять свою нишу.
— А что сейчас набирает популярность?
В основном тренды связаны с дубайскими десертами – шоколадом, чизкейками. Поэтому мы тоже начали делать дубайский чизкейк. Но, конечно, самсы остаются самым популярным продуктом. Если говорить именно о кондитерских изделиях, то круассаны и чизкейки сейчас в топе.
— К чему вы стремитесь?
У нас большие амбиции – мы планируем выйти на масштабный уровень и охватить всю Ферганскую долину. Если сравнивать с прошлым годом, мы выросли в 10 раз. Сейчас оборот составляет примерно 10 миллионов в год. Например, сейчас мы делаем только круассанов 600–700 штук в день. Мы заключаем договоры с кофейнями и кафе, поставляем только готовую продукцию. Так как круассан живет всего один день, каждый день мы повторяем этот цикл. Сейчас сотрудничаем примерно с 20–22 кофейнями, но открывается много новых точек, и мы начинаем с ними работать.
— Вы говорили, что круассан – сложный продукт. Почему?
Да, процесс его изготовления занимает 22 часа. Это долгий цикл – замес, раскатка, охлаждение, снова раскатка, еще охлаждение… Все эти этапы очень важны, и без точного соблюдения технологии хороший круассан просто не получится.
— С чем вы пришли в проект «ЕБРР: Женщины в бизнесе»? Чего ожидаете?
В первую очередь, мне нужны знания. Я хочу лучше разбираться в управлении финансами, в работе с персоналом, в построении системы. Пока чувствую, что у меня еще не выработана четкая система, и мне важно ее создать.
Главное, что я жду от программы – это работа с ментором. Она сразу предупредила меня, что не даст готовых решений, но поможет найти ответы самой. Поэтому я надеюсь, что у меня откроются глаза на многие вещи, которые просто так понять невозможно.