Почему государству важно слышать голос бизнеса — интервью с Улуком Кыдырбаевым

Бизнес и государство — два ключевых игрока, от эффективного взаимодействия которых зависит экономическое будущее страны. Без открытого диалога между ними возникают такие вопросы и вызовы, как сложная бюрократия, не совсем понятные правила игры и простое недопонимания. Инвестиционный совет при кабмине КР — одна из немногих площадок, где предприниматели могут напрямую достучаться до властей и добиться реальных изменений.

О значении этого механизма и его влиянии на инвестиционный климат и деловую среду в интервью Economist.kg рассказал секретарь Инвестиционного совета Улук Кыдырбаев, поделившись своими взглядами на роль конструктивного диалога между предпринимателями и властью.

— В чем заключается работа Инвестиционного совета?

— Секретариат Инвестиционного совета – это платформа для открытого диалога между бизнесом и государством, которую мы, как рабочий орган, поддерживаем и развиваем. Многие удивляются, что не знают о его существовании, а само название иногда вводит в заблуждение. Услышав слово «инвестиционный», некоторые думают, что совет распределяет финансирование для инвестиционных проектов. Однако наша задача не в этом. Мы не решаем, куда пойдут инвестиции, а работаем над созданием благоприятных инвестиционных и бизнес условий для взаимодействия предпринимателей и госорганов.

Если углубиться в историю, то в 2007 году был создан первый Инвестиционный совет при президенте КР. Если вы спросите, зачем потребовалась отдельная площадка, где сам глава государства встречается с бизнесом, ответ будет простым: президент хотел поговорить с предпринимателями и услышать их вопросы и предложения. Напрямую задать вопросы, все ли в порядке у инвесторов, бизнесменов? Не усложняют ли им жизнь власти, не создают ли препятствия?

Такое открытое взаимодействие с лидером страны позволяет представителям бизнес-сообществу и инвесторам понять из уст президента истинное положение вещей. В своих отчетах представители госорганов могут говорить, что с бизнесом ведется работа и все у него отлично. Однако именно подобные площадки раскрывают, так ли это на самом деле. Здесь уже нельзя что-то скрыть, приукрасить или замолчать. Главная идея была именно в этом: глава государства хотел слышать бизнес без барьеров, без цензуры, без фильтров. Чтобы не было разделений на «можно» и «нельзя», а было понимание, что это действительно необходимо.

Кто может обратиться к вам в Инвестиционный совет?

— Мы работаем через бизнес-ассоциации. Это важный момент, потому что так устроена структура работы. Ассоциации — это ядро, основа Инвестиционного совета. Но если у предпринимателя есть вопрос, он может прийти в свою отраслевую ассоциацию или Торгово-промышленную палату и через нее поднять вопрос.

Почему ваша площадка так важна?

— Кыргызское бизнес-сообщество хорошо развито и понимает, что себя нужно защищать. Есть известная пословица: «Ребенок, который не плачет, остается без внимания». Бизнес осознал это и не просто вслух говорит о своих проблемах, но и предлагает решения. Однако бывает, что в предпринимательской среде часто слышны жалобы на то, что бизнесу так и не удалось выстроить диалог с властями. Они говорят: «Нас приглашают на встречи, чтобы мы рассказали, но могут не услышать. Мы даем предложения, но их могут не учесть».

Именно поэтому время от времени возникают моменты – точка кипения, требующие личного вмешательства президента. Вспомним его встречу с предпринимателями на Дордое после вспыхнувшего недовольства из-за налоговых изменений — это был сигнал, что накопленные годами проблемы прорвались наружу.

Диалог государства с бизнесом критически важен. Слышать его выгодно для всех, потому что это напрямую влияет на экономику и привлечение инвестиций. В странах, где государство выстраивает открытый диалог с предпринимателями, это считается конкурентным преимуществом. Ведь помимо эффективных законов и госуправления нужна платформа, где бизнес может открыто говорить о своих системных проблемах.

Какие форматы встреч между бизнесом и государством существуют?

— Для примера, 22 февраля состоялся бизнес-завтрак с участием главы кабмина Адылбека Касымалиева, который выделил на это 2.5 часа в своем плотно забитом графике. Я хочу отдельно поблагодарить Международный деловой совет (МДС) за организацию, ведь они являются членами Инвестиционного совета.

Мероприятие изначально планировалось в формате обычного завтрака без галстуков, где можно поговорить в неформальной обстановке. Сама атмосфера, формат встречи, ее дух — все это показало, каким должен быть настоящий государственно-частный диалог. По инициативе бизнес-ассоциаций, в духе открытого диалога, я предложил председателю Кабмина рассмотреть возможность проведения этой встречи в формате выездного заседания Инвестсовета, так как это позволило бы нам учесть ценные идеи и предложения в будущих планах работ Совета. Дополнительно идея была поддержана бизнес-ассоциациями – членами Совета.

В ходе встречи предприниматели смогли открыто сказать председателю кабмина все, что накопилось за годы. Энергетика была невероятной! Такого не было уже несколько лет. Каждый хотел высказаться, потому что наболело. На встрече присутствовало более 15 бизнес-ассоциаций, замруководителя администрации президента, министр экономики, сотрудники аппарата.

Планируете ли вы проводить такие встречи регулярно?

— Все было открыто, прозрачно, обсуждения фиксировались, велись протоколы, так как участники будут ждать ответы, ведь они пришли не просто высказать, но позже получить информацию по исполнению. Сам формат завтрака как неформального открытого диалога сподвигнул многих участников на проведение регулярных встреч даже в рамках Инвестиционного совета. Формат оказался удачным, он показал свою эффективность.

Я понимаю, что для некоторых госорганов встречаться на постоянной основе с бизнесом может показаться необязательным. Но в этом и есть сила бизнес-сообщества — оно гибкое, а гибкость ради эффективности важна. Сегодня нам как никогда нужны открытость, легкость в диалоге. И председатель кабмина поддержал это, предложив проводить такие встречи раз в два-три месяца и заявив, что он готов выделять на них по три часа своего времени.

Люди воодушевились! Они поняли, что можно не ждать, не проходить долгие бюрократические процедуры, а просто сесть и обсудить важные вопросы. Ведь заседания и рабочие встречи с бизнесом могут превратиться в формальность: где все вопросы заранее подготовлены, обсуждения ограничены, и в рамках повестки бизнес-ассоциации зачастую не успевают все открыто высказать. Поэтому живой диалог — это другое. Он дает искреннюю реакцию. Представьте: если вы разговариваете с человеком, который просто заучил текст, разве это будет интересно? Вы уже знаете, чем закончится разговор. Но если диалог живой, он дает возможность донести мысль искренне и получить ответ.

Даже простая фраза председателя кабмина «Я вас услышал, мы это изучим» уже вселяет в бизнес веру в будущее. Самое худшее — когда ответа нет и появляется чувство неопределенности. Тогда начинаются догадки, страх, неуверенность в завтрашнем дне. А когда налажен диалог, будущее деловой среды становится понятным и определенным.

Какие результаты принесла данная встреча?

— Каждая ассоциация поднимала свои ключевые вопросы. За 2.5 часа выступили более 30 человек, кто-то говорил кратко, кто-то – подробнее. Одной из озвученных тем стало предложение ассоциации JIA усилить диалог в регионах и создать местные инвестиционные советы по аналогии с нашим.

В столице есть ресурсы, каналы коммуникации, работают центральные аппараты и бизнес-ассоциации. В регионах же у предпринимателей меньше возможностей для обращения: кроме мэрии и экономических отделов есть центры поддержки бизнеса, но их немного, а кадровые ресурсы ограничены. Налоговая служба также не всегда может оказать необходимое содействие. Поэтому усиление диалога на местах — важная структурная задача. Инвестиционный совет уже занимается этим: в пилотном режиме в регионах запустят региональные инвестиционные советы (РИСы), а полномочные представители президента готовы поддерживать эту инициативу. Мы будем помогать в обучении команд и сопровождать их работу, чтобы развивать государственно-частное партнерство на местах.

Пилотный год позволит оценить эффективность инициативы. Если все пойдет успешно, следующим шагом станет создание инвестсоветов в городах. В развитых странах при мэриях работают экономические советы, где обсуждаются идеи по развитию городской среды с участием бизнеса, который хорошо понимает потребности жителей и туристов. Например, если мэрия планирует строить прогулочную улицу, но предприниматели указывают, что поток людей проходит в другом месте, такой диалог позволяет найти оптимальное решение, выгодное для всех.

Но даже для такого взаимодействия нужен регламент. Важно, чтобы представители государственных структур, как в регионах, так и в центральных аппаратах, понимали: открытость к бизнесу приносит только пользу. Однако диалог должен быть не просто открытым, но и продуктивным. Бизнес может предлагать идеи, но не всегда в оформленном виде. Иногда предпринимателям не хватает знаний или ресурсов, чтобы представить инициативу в формате постановления или законопроекта. Важно помогать им формулировать предложения, задавать правильные вопросы — тогда и ответы будут конструктивными. Как у ChatGPT: от вопроса зависит качество результата.

Какие поднимались частные, более локальные проблемы бизнеса?

— Одной из тем стала аренда земельных участков для размещения оборудования операторами связи. Вопрос стоимости аренды столбов уже обсуждался ранее, и с участием Инвестиционного совета удалось найти компромисс с мэрией Бишкека. Теперь операторы столкнулись с новым вызовом— это предлагаемые новые ставки на аренду земли, поэтому бизнес готовится вести диалог и переговоры. Здесь важно найти баланс: поддержать цифровизацию, не ущемить интересы граждан и учитывать экономические интересы города.

Также обсуждалась эффективность механизма анализа регуляторного воздействия (АРВ), который в Кыргызстане формально действует с 2008 года. В идеале, сначала должна изучаться проблема, затем рассматриваться возможные решения, и только после этого разрабатываться закон. Однако, по словам представителей бизнеса, на практике все может происходить наоборот: сначала предлагается решение в виде проекта закон, а потом уже под него разрабатывается анализ. Бизнес-ассоциации считают, что необходимо начинать с АРВ самой проблемы, чтобы совместно найти эффективный путь решения.

Поднимался и вопрос нехватки лабораторий для анализа качества воды. Кыргызстан гордится своими водными ресурсами, но без достаточного количества лабораторий сложно развивать это направление с учетом перспектив по экспорту бутилированной воды. Это препятствует развитию экспорта и повышению доверия к местной продукции.

Кроме того, производитель компота поднял вопрос о налоге на сахаросодержащие напитки. Он попросил не применять к отечественным производителей компота, у которых нет своей сырьевой базы. В мировой практике такой налог направлен на заботу о здоровье населения, в Кыргызстане он был введен на энергетические напитки, но так как под код ТН ВЭД подпадают и дорогие напитки, включая компоты, то местные производители просят пересмотреть применение к ним, тем самым просят поддержать отечественный бизнес.

Еще один важный вопрос — проверки мелкого бизнеса. Представитель предпринимателей озвучил, что, едва открывшись, уже на следующий день они сталкиваются с проверками и визитами от госорганов. Поэтому предложение включало идею введения «иммунитета» для новых предприятий: освободить их от проверок на 1-2 года, чтобы дать возможность встать на ноги и окрепнуть. Это особенно важно для женщин-предпринимателей и молодежи, которые только начинают бизнес. Конечно, возможны злоупотребления, но современные цифровые инструменты (ИНН, налоговые системы) позволяют минимизировать риски.

Все эти примеры показывают, насколько важен открытый диалог между бизнесом и государством. Только через взаимодействие можно находить эффективные решения, устраняющие барьеры для предпринимательства и способствующие развитию экономики.

Какими, по вашему мнению, должны быть механизмы взаимодействия госорганов и бизнеса?

— Если в организме что-то болит, он подает сигнал, и человек реагирует. Так и в экономике: если бизнес говорит о проблеме, его лучше услышать. В противном случае последствия несвоевременного решения могут быть другими. Поэтому диалог — это передача сигнала. В организме человека это нервы, в экономике — предприниматели. Вот почему важно слушать бизнес и реагировать на его проблемы.

Бизнес хочет видеть общую картину, получать ответы на свои вопросы и информацию о направлении развития. В противном случае у бизнесменов может появиться чувство неопределенности. Это крайне некомфортное состояние для предпринимателей. Бизнес всегда любит стабильность, уверенность. Сегодня государство может создать для него эти условия.

Знаете, в истории бывали ситуации, когда госорганы могли просто поставить перед фактом и сказать: «Мы так решили, значит так и будет». То есть госорган продвигал регуляторные идеи, во благо государства, при этом исходя из одного ракурса, но на практике получалось, что есть много подводных камней. Но такой подход мог приводит к неприятным последствиям — как для экономики, так и для самих предпринимателей. То есть если решения принимаются без учета мнения бизнеса, это могло повлечь за собой определенные неудобства, дополнительные затраты, штрафы для бизнеса.

Например, предприниматель неверно понял новый закон, неправильно его исполнил, а потом получает штраф. За что? За то, что норма закона не ясно прописана или может вызвать разночтения, как надо было действовать. А почему не понял? Потому что не было информирования или открытого живого обсуждения. Обратная связь необходима. Она дает государству возможность корректировать решения в целях недопущения технических допусков.

Это, на самом деле, роскошь для государственных органов — когда бизнес сам идет и предлагает решения. Ведь можно было бы просто молчать, закрыться, уйти в тень. Но кыргызские предприниматели – активные и компетентные, они готовы отстаивать за свое мнение по условиям введения бизнес, тем самым вносить свой вклад в экономику и общее развитие.

Заключение

— В Кыргызстане рождается множество креативных и инновационных идей, причем значительная их часть исходит именно от бизнеса. В отличие от госслужащих, чьи возможности могут быть ограничены рамками полномочий и нормативных документов, предприниматели готовы предлагать нестандартные инновационные решения. Это и есть одно из главных богатств нашей страны.

Главный ресурс Кыргызстана — его люди: креативные, предприимчивые, полные идей. Именно поэтому открытый диалог между государством и бизнесом так важен. Он не только дает честную обратную связь, но и становится источником новых решений, которые могут развивать экономику, привлекать инвестиции и улучшать условия для предпринимательства.

А сегодня креативные и инновационные идеи нужны всем нам, которые, думаю, были бы интересны президенту, правительству и самим предпринимателям. Поэтому посредством открытого диалога возможно найти лучшие идеи и предложения для экономического развития нашей прекрасной республики.