Как государство пытается использовать операторов связи для своих рассылок и чем это грозит – разбор

В Кыргызстане государство все активнее использует операторов связи для реализации административных функций. Если раньше подобные обязательства ограничивались экстренными оповещениями и предупреждениями о чрезвычайных ситуациях, то теперь мобильные сети хотят сделать инструментом для рассылки налоговых уведомлений, штрафов и других государственных сообщений.

Операторы связи оказываются в ситуации, когда они вынуждены бесплатно или на невыгодных условиях рассылать миллионы таких SMS. Это не только увеличивает их нагрузку, но и вызывает вопросы о конфиденциальности и безопасности данных абонентов.

В этом материале редакция Economist.kg попыталась разобраться, как развивается эта тенденция, на каких правовых основаниях государство требует осуществлять такие рассылки, какие последствия это несет для операторов и граждан, и почему подобная практика может оказаться спорной.

Попытки государства использовать операторов связи

На сегодняшний день законом закреплено, что операторы электросвязи обязаны на безвозмездной основе обеспечивать распространение общественно значимых рассылок, касающихся:

  • угроз безопасности человеческой жизни – на земле, воде, в воздухе и в космосе;
  • неотложных мероприятий в сфере обороны, национальной безопасности и правопорядка;
  • крупных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Однако государство решило на этом не останавливаться. 20 января 2025 года МВД инициировало законопроект, предусматривающий отправку уведомлений о штрафах по проекту «Безопасный город» через SMS. Документ предлагает узаконить электронную доставку документов, в том числе через мобильные сообщения.

Также 12 февраля 2025 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, обязывающие операторов передавать в Налоговую службу данные абонентов – ФИО физического лица или наименование организации. Это сделано для того, чтобы ГНС могла использовать SMS-рассылки для напоминаний о налоговых задолженностях. А в обсуждаемом Цифровом кодексе КР уже заложена норма, позволяющая госорганам рассылать сообщения для «государственного управления» через операторов бесплатно.

Таким образом, государство методично расширяет свои возможности по использованию каналов связи в административных целях. Однако это вызывает очевидные вопросы – где граница между общественной необходимостью и эксплуатацией?

Позиция Ассоциации операторов связи

Редакция Economist.kg обратилась за комментарием к исполнительному директору Ассоциации операторов связи (АОС) Салавату Ормошеву. По его словам, для ассоциации эта инициатива стала неожиданностью. Он утверждает, что данный пункт с ними заранее никак не обсуждался. Хотя нормы, затрагивающие деятельность бизнеса, должны проходить анализ регуляторного воздействия, который выявляет потенциальные риски и последствия для предпринимателей. Однако в данном случае такого анализа не проводилось.

«Более того, нас даже не пригласили к обсуждению. Хотя эта инициатива напрямую касается операторов связи, нам следовало бы хотя бы обсудить механизмы ее реализации. Теперь мы имеем уже принятую норму, которую нужно исполнять, несмотря на множество нерешенных вопросов», – добавил он.

Ормошев также выразил обеспокоенность тем фактом, что в Цифровом кодексе предлагается расширить перечень бесплатных SMS-рассылок, которые операторы связи должны осуществлять для государства.

«Под термин «государственные нужды» могут подпадать любые запросы госорганов и муниципальных структур. В таком случае, как определить, какие запросы действительно критичны, а какие — нет? Это крайне тревожная тенденция, поскольку госорганы могут начать заваливать операторов запросами, и бизнес будет вынужден их исполнять», – сказал он.

По словам исполнительного директора АОС, оборудование операторов рассчитано на коммерческую эксплуатацию, теперь же его будут вынуждено использовать в интересах государства безвозмездно. Это повлечет дополнительные расходы, которые никак не компенсируются.

«Получается, что если все эти инициативы вступят в силу, стоимость услуг связи однозначно подорожает. Себестоимость платных услуг возрастет, поскольку доля бесплатных рассылок увеличится. Эти затраты бизнесу придется компенсировать за счет повышения тарифов для простого населения. Государство, к сожалению, не предусматривает финансирования таких расходов», – заключил Ормошев.

Позиция О!

Представители мобильного оператора О! рассказали редакции Economist.kg, что их абоненты уже получают огромное количество SMS-уведомлений от различных госорганов. В этом потоке сообщений важность критических уведомлений может теряться.

«Введение новых массовых налоговых рассылок приведет к перегрузке SMS-центров, задержкам в доставке действительно важных сообщений и снижению общей эффективности системы экстренного оповещения», – заявили в компании.

Кроме того, операторы сотовой связи несут прямую ответственность за сохранность данных абонентов и не имеют права передавать их третьим лицам без согласия владельца или соответствующего правового основания. Внесенное требование о передаче налоговым органам персональных данных всех абонентов противоречит этим нормам, так как:

  • передача таких данных возможна только на основании судебного постановления;
  • абоненты предоставляют свои номера сотовым операторам исключительно для связи и обслуживания, а не для налогового администрирования;
  • нет четкого механизма защиты этих данных после их передачи налоговым органам, что увеличивает риск утечек.

Мобильный оператор О! также считает, что передача данных увеличивает вероятность их утечки. Если мошенники получат доступ к информации о налоговых задолженностях граждан, они смогут использовать ее для атак. Например, рассылать поддельные SMS от имени Налоговой службы с требованием оплатить задолженность или перенаправлять пользователей на фальшивые сайты для перевода денег, а также использовать персональные данные для фишинга и телефонного мошенничества.

В компании также заявили, что уже сотрудничают с госорганами и выполняют массовые рассылки уведомлений. Однако важно понимать, что подобные SMS-рассылки – это огромная нагрузка на сеть и оборудование операторов. И все существующие рассылки осуществляются на безвозмездной основе, без компенсации со стороны государства. Дополнительные необоснованные обязательства создают финансовое давление на частный бизнес.

Позиция Beeline

Коммерческий директор оператора «Beeline Кыргызстан» Александр Атаманов в комментарии для Economist.kg заявил, что данные изменения требуют детальной проработки, чего пока не сделано.

«Ресурс отправки сообщений не безграничен. В результате операторам придется тратить сотни тысяч, а то и миллионы долларов на расширение инфраструктуры, что обязательно скажется на стоимости услуг и приведет к ее увеличению для конечного пользователя. Второй важный момент — закон предполагает обмен конфиденциальной информацией и персональными данными, но при этом не прописан механизм их защиты. Например, если просто отправлять Ф.И.О. всех абонентов в ГНС, то это с большой долей вероятности может привести к утечке данных, к тому, что этими данными могут завладеть мошенники», – сказал он.

Атаманов добавил: третья проблема заключается в том, что некоторые абоненты, вопреки правилам и договору об оказании услуг связи, передают свои SIM-карты другим лицам без переоформления номера. Это создает риск, что налоговые уведомления могут попасть не по адресу. Похожая ситуация может возникнуть при отправке уведомлений юридическим лицам, которые приобретают SIM-карты для своих сотрудников и их родственников.

Что говорят госорганы?

Улук Кыдырбаев, cекретарь Инвестиционного совета КР, который отвечает за реализацию диалога между бизнесом и государством, рассказал редакции Economist.kg о том, что принудительное вовлечение бизнеса в этот процесс без компенсации или иных преференций — не совсем правильный подход.

«Операторы не против участвовать в данном процессе, если будет предусмотрена какая-то форма взаимовыгодного сотрудничества. Главное, чтобы у государства было четкое понимание: бизнес готов помогать, но на условиях партнерства, а не в формате обязательного и безвозмездного участия. Государство обладает различными рычагами влияния и может предложить пути для сотрудничества, которые будут выгодны обеим сторонам», – сказал он.

По его словам, это не обязательно должны быть финансовые компенсации — могут быть предусмотрены другие формы поддержки, например, налоговые послабления или иные меры. Привести к оптимальному решению в этом вопросе может только взаимовыгодный диалог. Он добавил, что сама концепция партнерства должна учитывать интересы обеих сторон.

В свою очередь Шамшыбек Качкынбай улуу, директор госучреждения «Салык Сервис», которое отвечает за цифровизацию налоговых процессов в Кыргызстане, рассказал Economist.kg, что цель Налоговой службы состоит в том, чтобы обеспечить граждан своевременными уведомлениями о задолженностях и дать им возможность оперативно их погасить.

«Это исключительно мера информационного характера. Если есть опасения по поводу возможных утечек данных и мошеннических действий, то мы можем заверить, что государство очень тщательно работает с данными граждан, мы гарантируем их полную сохранность и защиту», – сказал он.

На вопрос журналиста редакции о том, что нововведение увеличивает нагрузку на операторов связи и их SMS-центры, Шамшыбек Качкынбай улуу заверил, что никакой дополнительной нагрузки на операторов не будет.

«Это же просто стандартная SMS-рассылка, аналогичная той, которая уже активно используется. Технически она реализуется в том же формате, что и другие уведомления. Наша задача — предотвратить рост задолженностей, чтобы у граждан не накапливались пени и штрафы. Мы хотим, чтобы люди знали о своих налоговых обязательствах сразу в день их образования и могли их оперативно погасить», – сказал он.

Резюмируя, директор «Салык Сервис» подчеркнул, что со стороны государства были проведены обсуждения со всеми тремя основными операторами связи. И инициатива о рассылке SMS-уведомлений о налоговых задолженностях будет внедрена уже в ближайшее время.

Заключение

Таким образом, практика привлечения операторов связи к административным функциям государства продолжает расширяться, порождая вопросы о ее целесообразности, законности и последствиях. Операторы оказываются в ситуации, когда их ресурсы используются безвозмездно, а риски, связанные с безопасностью данных и ростом нагрузки, остаются без решения.

Насколько далеко зайдет этот процесс и как он отразится на отрасли и потребителях – вопрос, который пока остается открытым.