Ad coverAd cover
Economist logo
Эксклюзив

Легализация казино в КР: власти ожидали миллиарды поступлений в бюджет, а получили пару сотен миллионов

The croupier holds a roulette ball in a casino in his hand. Gambling in a casino.
The croupier holds a roulette ball in a casino in his hand. Gambling in a casino.

В 2022 году Кыргызстан пошел на смелый эксперимент, легализовав работу казино в стране. Несмотря на то, что часть населения выступала против, этот шаг преподнесли общественности как ключ к экономическому прорыву — источник новых инвестиций, притока туристов и ощутимого роста доходов госбюджета. Власти обещали, что легализация игорного бизнеса станет двигателем подъема экономики.

Спустя два года результаты оказались далеки от ожиданий. Редакция Economist.kg попыталась разобраться, какие реальные последствия принесла эта инициатива спустя указанное время.

Предыстория

В Кыргызстане деятельность казино была запрещена с 1 января 2012 года в рамках закона, направленного на защиту населения от азартных игр и их социальных последствий. Целое десятилетие страна придерживалась запрета на организацию игорного бизнеса. Однако в июне 2022 года ситуация кардинально изменилась. Президент Садыр Жапаров подписал пакет законов «Об игорной деятельности в КР», легализующих работу казино и других азартных игр на территории страны.

Решение сопровождалось масштабной дискуссией в обществе. Власти позиционировали легализацию как стратегический шаг, который поможет привлечь иностранные инвестиции, повысить туристическую привлекательность страны и значительно увеличить налоговые поступления в бюджет. Правительство заверяло, что игорная деятельность будет строго регулироваться, а доступ к казино будет ограничен для граждан Кыргызстана, чтобы минимизировать возможные негативные социальные последствия.

Слишком высокие ожидания властей

В 2022 году, на этапе легализации казино, власти Кыргызстана возлагали большие надежды на игорный бизнес как источник значительных доходов в госбюджет. Министр экономики Данияр Амангельдиев в интервью Economist.kg заявлял, что, по предварительным расчетам, поступления от игорной деятельности за первый, 2023 год, составят порядка 3 млрд сомов.

«Второй год — 5 млрд сомов, третий — 6.5 млрд сомов. Это связано с поэтапным повышением ставки налогообложения: в первый год для запуска бизнеса будут предусмотрены послабления», — пояснил министр.

Однако реальность оказалась далека от амбициозных планов. Согласно прогнозу Минфина на 2024 год и период до 2026 года, поступления от налога на игорную деятельность были пересмотрены в сторону значительного уменьшения. Для 2023 года и последующих трех лет (2024–2026) ожидалось всего по 1 млрд сомов ежегодно, что в пять-шесть раз ниже первоначальных прогнозов.

Позже правительство еще раз скорректировало свои ожидания, сократив прогнозируемые поступления до 500 млн сомов в год, начиная с 2025-го. То есть власти пошли на снижение более чем в десять раз по сравнению с первоначально озвученными ожиданиями третьего года работы казино, когда прогнозировались поступления в размере 6.5 млрд сомов.

Тем не менее, для 2024 года в бюджетном прогнозе сохранилась трудно достижимая планка в 1 млрд сомов. Ниже Economist.kg разъяснит, почему возникают оправданные сомнения относительно реалистичности таких расчетов.

Реальные поступления от игорной деятельности

Первый год работы игорного бизнеса в Кыргызстане продемонстрировал, что реальные поступления от налога на игорную деятельность значительно ниже ожиданий, озвученных властями. В 2023 году налог с казино, букмекерских контор и тотализаторов принес бюджету всего 97 млн сомов.

За период с января по октябрь 2024 года, согласно отчету Минфина КР, поступления от налога на игорную деятельность составили немногим более 232.6 млн сомов. В разрезе категорий поступления распределились следующим образом:

  • налог с казино — 221 млн сомов;
  • налог с игровых автоматов и компьютерных симуляторов — 1.6 млн сомов;
  • налог с букмекерских контор и тотализаторов — 10 млн сомов;
  • налог с онлайн-казино и виртуальных казино — всего 30.5 тысячи сомов.

Несмотря на рост поступлений в 2024 году по сравнению с 2023 годом, эти суммы все равно значительно ниже прогнозов. Например, за 2024 год власти ожидали собрать 1 млрд сомов, но за 10 месяцев фактически аккумулировали лишь 23.3% от этой суммы.

Сколько казино существует в КР?

В общей сложности на данный момент в Кыргызстане официально работают всего три казино. По крайней мере, именно такому количеству заведений выдал лицензию Госфиннадзор.

Первым лицензию получило ОсОО «Гранд казино», которое расположено в здании бывшего ресторана «Золотой дракон». Это частная компания с иностранным участием, зарегистрированная в Бишкеке по адресу: микрорайон 12, дом 2, помещение №8. Руководителем компании является Нурбек Султанов.

Компания была перерегистрирована 23 июня 2023 года, в ее составе значатся два учредителя: Азат Бурканов и ОсОО «Кыргыз Инвестмент энд Файненшиал Сервисез».

Вторым казино, получившим лицензию от Госфиннадзора, стало ОсОО «Казино Кристал», зарегистрированное в Свердловском районе Бишкека по адресу: улица М. Фрунзе, дом 429б. Сообщалось, что заведение функционирует в гостинице «Достук».

Руководителем компании является Масалбеков Арсен Масалбекович. Компания перерегистрирована 1 марта 2023 года. В состав учредителей входят три участника: Асанов Чубак Дамирович, Айткулов Назим Майрамбекович и Уметалиев Сүйүнбек Камчыбекович.

Летом 2024 года лицензию на осуществление игорной деятельности получило ОсОО «Золотой король» – также частная компания с иностранным участием, зарегистрированная в поселке Лебединовка, по адресу: проспект Победы, дом 353. Руководителем компании является Исламбек Сарлыков.

Компания перерегистрирована 24 октября 2023 года. Единственным учредителем является Лиу Хе.

Заключение

Спустя два года после легализации казино в Кыргызстане становится очевидным, что первоначальные ожидания властей относительно игорного бизнеса были чрезмерно оптимистичными. Несмотря на амбициозные прогнозы, поступления в госбюджет оказались значительно ниже, а число лицензированных казино в стране остается весьма ограниченным.

Опыт 2023–2024 годов показывает, что экономические реформы, особенно такие спорные, как легализация казино, нуждаются в более реалистичной оценке последствий и планировании, опирающемся на данные и глубокий анализ. В противном случае их реализация рискует остаться просто громкими обещаниями без ощутимых результатов для экономики страны.
Ad coverAd cover