От экономики до медиа: как Кыргызстан и Узбекистан укрепляют сотрудничество

Отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном продолжают укрепляться, охватывая ключевые отрасли экономики и социальной сферы. Двустороннее сотрудничество направлено на реализацию стратегически важных проектов в энергетике, транспорте, торговле и промышленности, а также развитие медиа- и культурного обмена.

Примером этому стало недавнее сотрудничество в рамках пресс-туров, организованных между журналистами двух стран. В рамках этой инициативы редакция Economist.kg наряду с другими кыргызстанскими СМИ посетила Узбекистан. Это стало хорошим поводом для освещения достижений и амбициозных планов двух стран.

Взаимный товарооборот

В 2023 году товарооборот между двумя странами составил $694 млн. По итогам 2023 года, Узбекистан вошел в первую десятку главных торгово-экономических партнеров Кыргызстана. Страна заняла пятое место по товарообороту и четвертое место по экспорту товаров из КР.

При этом за январь-июль 2024 года товарооборот Кыргызстана с Узбекистаном составил $422.7 млн и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 15.2%. В том числе экспорт составил $146.1 млн (рост на 7.3%), импорт – $276.6 млн (рост на 19.8%).

На этом страны не останавливаются. Так, главы государств Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиеев в ходе своих официальных визитов обозначили амбициозный целевой показатель товарооборота в размере $2 млрд.

Промышленная кооперация

Узбекистан и Кыргызстан сотрудничают в сфере промышленности в таких областях, как машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство.

Наиболее важным стоит отметить завод по производству автомобилей «Тулпар Моторс», реализованный кыргызстанским ОсОО «ДТ-Техник» совместно с узбекистанским АО UzAuto. Проект был инициирован 27 января 2023 года в соответствии с соглашением между кабмином КР и правительством Узбекистана. В мае того же года началось строительство завода, его общая площадь составляет 4.7 га. При этом общая сумма инвестиций в реализацию данного проекта составила $50 млн.

Завод специализируется на выпуске легковых автомобилей, грузовиков и автобусов по технологиям General Motors. На предприятии будет производиться порядка 20 моделей автотранспортных средств. На первоначальном этапе планируется выпуск автомобилей Chevrolet Tracker, Onix и Cobalt. В дополнение к легковым автомобилям будут производиться коммерческие транспортные средства:

  • грузовики на базе шасси ISUZU NPR75L и ISUZU NMR77H;
  • пикапы ISUZU D-MAX;
  • городские низкопольные автобусы SAZ LE60;
  • междугородние автобусы SAZ HD50.

Кроме того, ранее в Кара-Балте состоялось официальное открытие кыргызско-узбекского текстильного завода ОсОО «Зилан Эверсун Текстиль», который специализируется на производстве тканей из полиэстера и лайкры. Производственная мощность предприятия составляет 50-70 тонн трикотажного полотна в сутки, однако на начальном этапе будет выпускаться 10-20 тонн. Продукцию завода на 85% будет экспортировать в такие страны, как Узбекистан, Казахстан и Россия.

В строительство завода было вложено $2.3 млн частных инвестиций и привлечено $3.4 млн заемных средств Узбекско-Кыргызского фонда развития. Ранее предприятие начало работу в тестовом режиме, в ходе которого была задействована вся технологическая цепочка. Первая продукция уже произведена и частично экспортирована в Узбекистан.

Энергетическая отрасль

Кыргызстан и Узбекистан являются частью Объединенной энергетической системы Центральной Азии и в рамках этого тесно взаимодействуют в сфере энергоотрасли.

Так, к примеру, 2-3 февраля текущего года состоялась встреча руководителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. По итогам встречи был подписан протокол, согласно которому узбекская сторона в 2024 году обеспечит Кыргызстану транзит электрической энергии в объеме 1.7 млрд кВт/ч, поставляемой из Туркменистана.

Кроме того, нельзя не отметить, что наиболее важным для Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана проектом в сфере энергетики является строительство Камбар-Атинской ГЭС-1. Ее общая проектная мощность достигнет 1860 МВт, и она будет вырабатывать 5.6 млрд кВт/ч электроэнергии в год.

Камбар-Атинская ГЭС-1 находится у истоков ледников в верховьях реки Нарын. Полезный объем водохранилища 2.870 млн м³. Предварительная смета строительства составляет более $4 млрд.

Эффективная эксплуатация данной станции позволит накапливать и рационально использовать водные ресурсы Токтогульского водохранилища. У проекта широкие экономические, экологические, социальные выгоды и перспективы для всего Центрально-Азиатского региона, так как ГЭС обеспечит страны чистой энергией с наименьшими затратами, что влечет за собой снижение расходов на энергетический переход в регионе.

Узбекско-Кыргызский фонд развития

Узбекско-Кыргызский фонд развития учрежден и действует в соответствии с соглашением между правительствами КР и РУз от 11 марта 2021 года. Уставный капитал фонда оценивается в $50 млн с последующим увеличением до $200 млн.

В общей сложности фонд уже приступил к финансированию 17 проектов на общую сумму $32 млн в разных отраслях экономики. Перед фондом поставлена задача по формированию благоприятных условий во взаимной торговле, расширение объемов и диверсификации структуры товарооборота, а также развитие долгосрочных форм и путей экономической кооперации.

Целью фонда является осуществление финансирования самоокупаемых проектов путем предоставления займов, участия в капитале и использования иных финансовых инструментов в отношениях с хозсубъектами, зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории КР.

Транспортная отрасль

Самым важным проектом в транспортной отрасли между странами является железнодорожная магистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Это проектируемая 454-километровая железная дорога, призванная соединить железные дороги Китая и Узбекистана через Кыргызстан, а далее через Туркменистан, Иран и Турцию связать с европейской сетью железных дорог в рамках транспортной системы Нового шелкового пути.

В мае 2023 года завершилось ТЭО в китайском проектно-исследовательском институте. По предварительным данным, строительство проекта обойдется в $8 млрд. Официальное соглашение о строительстве железной дороги было подписано в Пекине 6 июня 2024 года. На подписании приняло участие руководство трех стран: председатель КНР Си Цзиньпин, президент Кыргызстана Садыр Жапаров и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

В конце сентября 2024 года в Бишкеке открылся офис компании ОсОО «Железнодорожная компания «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая займется строительством железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан.

Медиа-сотрудничество

С 11 по 15 октября 2024 года делегация журналистов из Кыргызстана посетила Узбекистан в рамках дружественного пресс-тура. Визит организован для обмена опытом между представителями медиа обеих стран. Данная встреча являлась продолжением инициативы, начатой в августе этого года, когда узбекские журналисты побывали на Иссык-Куле. Поездка позволила кыргызским журналистам не только познакомиться с богатой культурой и туристическим потенциалом Узбекистана, но и узнать об опыте коллег в сфере СМИ.

Корреспондент Economist.kg вошел в состав журналистов, принявших участие в пресс-туре.

В рамках программы журналистов ждала насыщенная поездка в Самарканд. Утром группа отправилась скоростным поездом Афросиаб, который осуществляет ежедневные регулярные рейсы между Самаркандом, Бухарой и Ташкентом. Экскурсия по Самарканду включала посещение главных исторических достопримечательностей:

  • Мавзолей Гур-Эмир – усыпальница великого полководца Тамерлана (Амира Тимура);
  • Ансамбль Регистан – сердце города и символ архитектурного величия Средней Азии;
  • Мавзолей Биби-Ханым и некрополь Шахи Зинда, где переплетается сакральная и культурная история;
  • Обсерватория Улугбека и музей Афросиаб, иллюстрирующие научное наследие региона.
  • Туристический центр «Великий Шелковый Путь» с комплексом «Вечный город», воссоздающий атмосферу древнего города в наглядно демонстрирующий культуру и историю узбекского народа.

Далее программа сосредоточилась на знакомстве с горнолыжным курортом Amirsoy, расположенным в живописных горах неподалеку от Ташкента. Журналисты оценили инфраструктуру курорта и его возможности для привлечения туристов. После группе предоставили возможность посетить традиционный рынок «Чорсу».

Позже кыргызская делегация провела встречу в Агентстве информации и массовых коммуникаций Узбекистана. Обсуждение затронуло текущие вызовы, стоящие перед медиа, и перспективы совместных проектов.
После этого состоялся медиа-тур по популярным телеканалам Sevimli TV и ZO’R TV, где журналисты обменялись идеями с узбекскими коллегами и обсудили творческие подходы к созданию контента.

Пресс-тур стал важным шагом в укреплении медиа-сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном. Оба визита — на Иссык-Куль и в Узбекистан — продемонстрировали, что обмен опытом помогает наладить не только профессиональные, но и культурные связи.

Редакция Economist.kg выражает надежду, что подобные мероприятия будут проходить на регулярной основе, способствуя развитию сотрудничества в информационном пространстве Центральной Азии.

Заключение

Сотрудничество Кыргызстана и Узбекистана выходит за рамки традиционной дипломатии, превращаясь в модель региональной интеграции. Оба государства осознали, что эффективное партнерство требует не только торговых соглашений, но и системного взаимодействия в ключевых сферах — от энергетики до туризма и культуры. Этот процесс не просто приносит экономическую выгоду, но и формирует единое пространство доверия и общего видения будущего.

Особенно важно то, что Кыргызстан и Узбекистан не ограничиваются краткосрочными проектами. Оба государства демонстрируют готовность искать новые форматы взаимодействия, будь то совместные производства или проекты устойчивого развития, которые учитывают потребности в водных ресурсах и энергобалансе.