Ad coverAd cover
Economist logo
Эксклюзив

По какому маршруту пройдет платная дорога Алматы – Иссык-Куль и сколько составит тариф за проезд?

По какому маршруту пройдет платная дорога Алматы – Иссык-Куль и сколько составит тариф за проезд?

Проект строительства новой дороги, которая свяжет Алматы и Иссык-Куль, обещает стать важной транспортной артерией, объединяющей две страны. Инфраструктурный проект не только сократит время в пути между крупнейшим городом Казахстана и одним из самых популярных курортов Кыргызстана, но и откроет новые возможности для экономического сотрудничества.

В данном материале редакция Economist.kg собрала основную информацию по данному проекту, ссылаясь на данные Азиатского банка развития (АБР). В тексте ниже читатели узнают, какую выгоду получат обе страны, сколько составит тариф за проезд и какова будет стоимость проекта.

С чего все начиналось?

Впервые идея прокладки такой дороги обсуждалась в период 2004-2008 годов. Именно в 2008 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) профинансировал подготовку пред-ТЭО для выбора базового маршрута автодороги из трех потенциальных маршрутов, рассматриваемых на тот момент потенциальными инвесторами.

В 2012 году правительства Кыргызстана и Казахстана подписали меморандум о совместной подготовке проекта. В 2017-2018 годах обе стороны рассматривали различные формы финансирования проекта, в том числе от Всемирного банка и Банка развития Китая.

Позже, в 2018-2020 годах, проект альтернативной дороги между Алматы и Иссык-Кулем включили в часть масштабной инициативы по развитию Экономического коридора Алматы – Бишкек (ЭКАБ), направленной на улучшение транспортной связи между Казахстаном и Кыргызстаном.

В 2021 году Азиатский банк развития (АБР), в рамках технического содействия коридору ЭКАБ, заявил о том, что профинансирует подготовку технического, финансового и экономического скрининга проекта.

По какому маршруту проложат дорогу?

Проект предполагал три варианта маршрута строительства: западный, восточный и прямой.

  • Западный маршрут – от Алматы до казахстанского города Узынагаш, затем дорога проходит в сторону Кыргызстана и выходит на Кемин, оттуда уже можно будет отправиться в Чолпон-Ату. Дорогу предполагается провести через перевал Новый Кастек. Протяженность маршрута составит 260 км.
  • Восточный маршрут – из Алматы путь проходит через город Турген, плато Асы, долину реки Шилик, по тоннелю под Кунгей Алатау попадет в Байсарскую долину, а далее через Ананьево – в Чолпон-Ату. Длина дороги – 216 километров.
  • Прямой маршрут – из Алматы дорогу планировалось проложить через перевал Озерный до Чон-Кемина, после через тоннель Кунгей Алатау в Бактуу-Долоноту и далее до Чолпон-Аты. Общая протяженность пути составляет 85 километров.

Совместная рабочая группа Кыргызстана и Казахстана выбрала более предпочтительным маршрутом альтернативной дороги из Алматы на Иссык-Куль западный проект строительства. Этот маршрут более протяженный, чем восточный или прямой, но при этом он обойдется дешевле и потребует строительства меньшего объема новых участков дороги.

На рисунке ниже фиолетовым изображен текущий путь из Алматы в Чолпон-Ату. Желтым – существующий участок дороги, а зеленым – тот, что требуется построить.

Сколько понадобится денег?

По предварительным данным, ориентировочная сметная стоимость проекта строительства по западному маршруту оценивается в $140-150 млн. Отметим, что восточный маршрут при этом обошелся бы примерно в $467 млн, в то время как прямой маршрут и вовсе – в рекордные $586 млн.

Согласно финансовому скринингу АБР, для проекта строительства планируется привлечь частную компанию. Структура финансирования проекта предполагает, что 20% должен вложить из собственных средств частный партнер. В то время как оставшиеся 80% будут составлять заемные средства.

Как будут делить затраты на проект?

Согласно анализу экономического воздействия АБР, Казахстан получит 62% социальных выгод от данного проекта. Это связано с тем, что благодаря строительству дороги граждане Казахстана получат более облегченный доступ к курортной зоне Иссык-Куля.

При этом если говорить об экономических выгодах, то больше преимуществ у Кыргызстана. Страна получит 63% экономических выгод. Это связано с тем, что проект значительно улучшит транспортные связи и торговые потоки в регионе, расширяя доступ туристов к Иссык-Кулю. Что приведет к увеличению доходов от туризма, развитию торговли и созданию новых экономических возможностей.

В связи с этим затраты на проект предлагается разделить следующим образом:

  • Казахстан – 59.4%
  • Кыргызстан – 40.6%.

Дорога будет платной?

Проект будет концессионным, что означает, что управление дорогой протяженностью 88 километров будет передано частному партнеру на 20 лет. Стоимость содержания дороги за данный срок оценивается в $42.2 млн. При этом, так как компания должна окупить вложенные средства, дорога Алматы – Чолпон-Ата будет платной.

Основные доходы партнера будут поступать через тарифы за проезд, которые оцениваются примерно в $15 за автомобиль. При этом в последующем с учетом инфляции тариф будет увеличиваться на 6% в год.

Каковы будут параметры дороги?

Альтернативная дорога сократит расстояние от Алматы до Чолпон-Аты на 200 км, что позволит экономить более 2.5 часов в пути. Общая протяженность новой дороги составит 88.4 км, из которых 49 км будут новыми участками, а 39.4 км – реконструируемыми существующими дорогами.

Проект предполагает сезонную эксплуатацию с мая по октябрь. Ожидается, что по новой дороге будут проезжать от 2 до 4 тысяч автомобилей в сутки. Передвигаться по дороге можно будет со скоростью от 50 до 100 км/ч. При этом дорожное полотно выдержит нагрузку транспорта до 10 тонн.

Как это повлияет на экономику двух стран?

Согласно анализу, проведенному в рамках ЭКАБ в 2020 году, проект окажет значительное влияние на экономику обоих государств. В Казахстане ожидается ежегодный рост ВВП на сумму от $31 до $95 млн, в то время как для Кыргызстана прогнозируется рост от $53 до $194 млн.

Основные экономические выгоды связаны с увеличением потока туристов в Алматинскую и Иссык-Кульскую области, а также с развитием трансграничной торговли сельскохозяйственными и другими товарами.

Около 60% роста ВВП будет достигнуто за счет прямого влияния увеличения туристического потока и инвестиций в туристическую инфраструктуру. Оставшиеся 40% будут обеспечены за счет косвенных экономических эффектов, таких как расширение рынка товаров и услуг в регионах.

Кроме того, проект создаст новые рабочие места в КР и РК. В Кыргызстане около половины дополнительных вакансий придется на сферу гостиничного бизнеса, в Казахстане рост ожидается от 25% до 33%.

По чьим законам будут строить трассу?

Поскольку проект альтернативной автодороги Алматы – Иссык Куль является трансграничным, стороны согласовали, что он будет подготовлен и осуществлен в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы Казахстана.

Данное решение было принято в связи с тем, что более 95% альтернативной дороги находится на территории Казахстана.

В заключение отметим, что, по предварительной информации, построить данную дорогу планируется примерно к 2030 году.

Ad coverAd cover

Популярное