Сколько стоит Земфира, ждать ли в Алматы Rammstein и почему в Бишкеке нет крупных концертов? Интервью с гендиректором Ticketon

Иван Донис
Сколько стоит Земфира, ждать ли в Алматы Rammstein и почему в Бишкеке нет крупных концертов? Интервью с гендиректором Ticketon

Виктория Торгунакова, генеральный директор Ticketon, крупнейшего сервиса онлайн-продажи билетов в Казахстане и странах Центральной Азии, в рамках пресс-тура, организованного холдингом Freedom Finance Global для журналистов региона, рассказала о том, как сервис меняет культурный ландшафт Кыргызстана и стран-соседей, о сложностях и перспективах организации концертов таких артистов, как Rammstein и Imagine Dragons, а также оценила потенциал страны по строительству крупных площадок для проведения масштабных мероприятий в Бишкеке.

— Расскажите, с чего началась история Ticketon?

— Ticketon начал свою деятельность в Казахстане как IT-стартап в 2012 году и стал первым сервисом онлайн-продажи билетов в стране. Мы прошли долгий путь, подключая культурные объекты и убеждая их попробовать новый способ оплаты онлайн.

Уже к 2017 году мы были готовы выйти на другие рынки, и экономические предпосылки для этого были очевидны. Мы проводили аналитические исследования, позволившие оценить готовность рынков в Центральной Азии. По нашим расчетам, 2016-2017 годы были подходящим временем для выхода на рынки Кыргызстана и Узбекистана.

В 2017 году мы решили выйти на рынок КР. Это был интересный опыт, хотя наши ожидания столкнулись с реальностью в виде проблем, которые нельзя было решить быстро. С 2017 по 2020 годы мы сделали первые шаги и поняли, что наша активность во многом зависит от развития культурного рынка в целом. Продавать билеты хорошо, но необходимо, чтобы было куда пойти и чтобы люди были заинтересованы в этом.

В Центральной Азии часто так: люди, выбирая между видами досуга, предпочитают ресторан или кафе, а не театр или кино. Поэтому одной из наших задач стало развитие культурной среды.

В Кыргызстане, как и в других странах региона, мы занимаем одно из ведущих мест на рынке, если точнее — входим в тройку. На этом фоне наша цель — создать региональный хаб, чтобы сделать Центральную Азию привлекательной для иностранных артистов. Это важно, так как регион отдален от основных мировых культурных центров, и артистам нужно видеть выгоду в посещении нескольких центральноазиатских городов.

Принимая решение, любой артист думает о том, что он получит, преодолевая тот или иной путь в рамках Центральной Азии. В этой связи, чтобы артистам было выгоднее приезжать к нам, нам важно быть представленными в странах региона. В том числе чтобы организовывать тур артистов сразу по нескольким городам либо привлекать жителей близлежащих городов и стран в какой-то один город. Допустим, если привозим в Алматы, нам важно, чтобы соседи также были вовлечены в этот процесс.

В этом году мы организовали концерт группы Scorpions. Он показал, как можно привлечь соседние страны. Наша миссия заключается не только в продаже билетов, но и в развитии культурного рынка, чтобы он становился более масштабным и разнообразным. Мы видим значительную динамику роста с 2021 года, что напрямую связано с экономической и политической стабильностью в регионе. Чем активнее люди покупают билеты на мероприятия, тем лучше и выше можно оценить экономическое и социальное здоровье Центральной Азии.

У нас есть несколько мероприятий, в которых мы участвуем либо как организаторы, либо как агенты по продаже билетов. Мы активно работаем над тем, чтобы привлекать соседние страны к нашим событиям или помогаем организаторам расширять географию их мероприятий. Это касается, в основном, артистов из стран СНГ. В настоящее время, например, наш проект с Алексеем Чумаковым включает тур по нескольким городам, что удобно как с точки зрения логистики, так и с точки зрения привлечения аудитории в каждом из них.

Сейчас это особенно актуально, так как в РК стали приезжать российские граждане, чтобы посмотреть выступления артистов. Центральноазиатский регион действительно становится привлекательным, в том числе благодаря тому, что он служит транзитной точкой для артистов, следующих, например, в Китай, Юго-Восточную Азию или Японию. По сути, формируется интересная логистическая цепочка.

В Кыргызстане на данный момент мы преимущественно работаем с кинотеатрами, обеспечивая их софтом. Мы сотрудничаем с кинотеатрами Broadway и «Синематика». Один из кинотеатров мы взяли под свою опеку, вложив средства в его скорое открытие. Также мы активно работаем над развитием театрального направления в КР, которое, к сожалению, пока отстает по посещаемости в сравнении с Казахстаном.

Если говорить про концерты, мы стараемся продавать мероприятия практически всех локальных игроков либо привлекать наших казахстанских организаторов к экспорту мероприятий в Кыргызстан. На фоне того, что многие организаторы только открывают для себя рынок КР, мы как партнеры в Казахстане становимся их надежным проводником.

— Почему Ticketon не участвует в Family Fest под Алматы, на котором выступят с десяток известных рок-групп России?

— У нас были длительные переговоры с инициаторами фестиваля, но они решили действовать самостоятельно. Многие организаторы считают, что при наличии хорошего артиста можно обойтись без нас, не понимая, что комиссия Ticketon включает в себя значительные расходы на рекламу. В итоге они не смогли распродать билеты за полгода и вынуждены тратить деньги на наружную рекламу в Алматы.

Преимущество сервиса Ticketon в том, что мы представляем собой маркетплейс с большим потоком клиентов. В Казахстане наш сайт посещают около 4 млн уникальных пользователей в месяц. В Кыргызстане ситуация схожая — ежемесячная аудитория исчисляется сотнями тысяч человек.

Мы обеспечиваем около 80% всей активности организаторов, избавляя их от необходимости думать о маркетинге и дополнительных рекламных каналах. Мы решаем эти задачи, используя партнерские соглашения и агентские договоренности, а также передавая квоты билетов на продажу другим сайтам. К сожалению, не все это понимают.

— Интересно, насколько реально привезти в Центральную Азию, например, Imagine Dragons или Rammstein?

— Imagine Dragons — вполне реальная история. Мы ведем переговоры, которые начались еще в 2023 году. Это та команда, которая по силам нашему региону — как с точки зрения собираемости аудитории, так и по стоимости. Надеемся, что сможем организовать их концерт в 2025-2026 годах, но анонсировать это событие пока рано. Что касается Rammstein, в ближайшие лет 10 это почти нереально. Месяц назад я была на их концерте в Италии, специально поехала посмотреть, как организовано мероприятие, потому что шоу действительно колоссальное. Если говорить о проведении их концерта в Алматы, то по моим расчетам это обойдется примерно в $12-15 млн. И никто из пока не опроверг моих цифр.

Высокие затраты обусловлены техническим оснащением: Rammstein возит с собой огромное количество эксклюзивного оборудования. Логистически доставить все это из Европы к нам — огромные расходы. Кроме того, их график в Европе позволяет проводить концерты каждые 100 километров, а приезд в Казахстан означает выпадение из плотной схемы гастролей на неделю. Если в Европе многие технические моменты можно решать на месте, то у нас все необходимо привозить извне.

Кроме того, чтобы окупить такое мероприятие, нужна площадка минимум на 50 тысяч зрителей, иначе цены на билеты будут слишком высокими. А таких площадок у нас просто нет. Возникают вопросы с инфраструктурой: наличием арен и стадионов, отелей, дорог, парковок, такси и т.д. Поэтому, к сожалению, привезти Rammstein в наш регион пока невозможно. В такой ситуации дешевле поехать на их концерт в Европу.

Конечно, это наша голубая мечта — привезти кого-то из таких крупных артистов. Если у артиста гонорар меньше $1 млн, его можно попытаться пригласить, грамотно организовав мероприятие, чтобы оно окупилось. Вместе с тем, все A-level артисты с гонорарами в $1.5-2 млн требуют дополнительно $500-700 тысяч на техническое обеспечение. Чем дороже артист, тем пропорционально дороже его шоу.

— Если не секрет, во сколько обошелся концерт Земфиры в Алматы?

— Ее гонорар составил около $200-250 тысяч.

— Как вы оцениваете потенциал Кыргызстана в части продаж и инфраструктуры для проведения крупных развлекательных событий на примере Scorpions?

— На Scorpions в Алматы мы продали 9.5 тысячи билетов, поскольку в нашем городе есть большие площадки с хорошим звуком и вместимостью. В Кыргызстане же таких площадок нет. Можно ли считать стадион Омурзакова или Дворец спорта подходящими?!

Ситуация с инфраструктурой — это боль для всех стран региона. Единственное исключение — Ташкент, где дела обстоят чуть лучше. В Казахстане мы сталкиваемся с той же проблемой: в масштабах города не хватает площадок, способных вместить более 15-20 тысяч человек. Мы даже были готовы вложить свои средства в строительство такой площадки, но не получили разрешения от города и землю под проект.

Что касается КР, то здесь важна инфраструктура с точки зрения новизны. Важно, чтобы залы были готовы принимать артистов, и речь идет не только о сцене, но и о таких нюансах, как акустика, освещение, покрытие сцены. Некоторые артисты, особенно танцевальные коллективы, могут отказаться от выступления, если им не подходит пол. И выясняется, что привезти их просто некуда.

Тем не менее, с точки зрения экономики, перспективы в Бишкеке хорошие. Цены на билеты в КР практически идентичны алма-атинским, портрет клиента и интересы схожи. Если в Узбекистане артист может не собрать аудиторию, то в Кыргызстане и РК с этим меньше проблем из-за ментальной близости двух стран.

Главный вопрос — создание необходимой инфраструктуры и привлечение интересного контента. Это не всегда возможно, поскольку себестоимость мероприятий может быть очень высокой. Здесь важно учитывать технический райдер артиста и наличие оборудования в Бишкеке. Часто организаторы вынуждены привозить его из Алматы, что увеличивает затраты. Организаторы могут посчитать, что мероприятие не окупится из-за «неудобных» цен. Если же технические требования не слишком высоки, мероприятие может пройти успешно.

— Вы как инвестор готовы вкладываться в инфраструктуру Кыргызстана?

— На данный момент мы сфокусированы на Казахстане. Ticketon вложил деньги в проработку проекта крупной площадки, включая инфраструктурные и инженерные оценки. У нас даже готов архитектурный проект, но пока мы не получили разрешение на реализацию этой инициативы в РК.

Если встанет вопрос о строительстве подобного сооружения в Бишкеке, нам вновь придется анализировать рынок, чтобы понять, почему мы должны выбрать именно этот город. Это потребует переноса фокуса с Казахстана на Бишкек, а это уже совсем другая история. Тем не менее, если будет поддержка со стороны властей, в том числе Минкультуры, информации и туризма, поскольку такой проект способствует развитию событийного туризма, то почему бы и нет?!

Пока я не могу делать громких заявлений относительно Бишкека, так как в Алматы мы понимаем, что эта площадка принесет нашему холдингу, кроме концертов. Это должно быть большое инфраструктурное решение, включающее выставочные комплексы, зоны для бизнес-мероприятий холдинга Freedom, проведения открытых опенэйров и так далее. В Алматы мы планировали комплекс с отелями, ресторанами и другими объектами, которые сделают его насыщенным и многофункциональным. Признаюсь, мы пока не рассматривали другие города, кроме Алматы. Даже Астану! Но при сопутствующих условиях инвестиции в подобный проект в Бишкеке могли бы быть интересными.

— То есть, если Бишкек сам проявит инициативу, вы готовы ее рассмотреть?

— Готовы, но все нужно тщательно просчитать. Оценка показывает, что проект окупится через 6-7 лет. В случае с Алматы проект дорогостоящий, поскольку мы видели его не просто сценой и местами для зрителей, а дворцом вместимостью в 10-20 тысяч человек, который мог бы трансформироваться в зависимости от потребностей. Допустим, в одном углу может проходить концерт на 3 тысячи человек, а в другом — монтироваться сцена для более масштабного мероприятия. При подготовке этого проекта мы вдохновлялись крытой ареной Ziggo Dome в Амстердаме и Московским домом музыки. Такие объекты оснащены современной трансформирующейся инфраструктурой, что позволяет организаторам не тратить лишние средства на техническую часть.

Если Freedom будет активно развивать свои сервисы в Кыргызстане, мы будем расти вместе с ним. До 2021 года, когда Ticketon вошел в состав холдинга, мы развивались самостоятельно, в каждой стране также действовали автономно. Сейчас масштабы другие, нас привлекли в холдинг, потому что у Ticketon уже были клиенты в Центральной Азии и определенная доля рынка. Если мы будем действовать в сотрудничестве с другими сервисами холдинга в КР, сможем реализовать множество интересных проектов.

— В Казахстане вы сейчас номер один?

— Да, Kassir.kz уже больше года как закрылся. Ранее мы с ними конкурировали, но проект исчерпал себя. У нас есть конкуренты, например, Kino.kz, которые больше фокусируются на кино. Однако в сфере Life Entertainment — театры, концерты, живые выступления, кино — мы занимаем первое место в Казахстане с долей рынка в 80%. Большая часть мероприятий продается эксклюзивно через Ticketon, и мы удерживаем эту позицию.

В Кыргызстане ситуация другая. Мы входим в тройку лидеров вместе с Kassir.kg и Ticket.kg. Они выбились в топ-3 в том числе за счет поддержки со стороны медиа. У нас таких ресурсов не было, поэтому мы двигались на энтузиазме.

Ticketon не ставит задачу захватить рынок. Наша цель — удержание своей доли и создание широкой сети, чтобы обслуживать клиентов в разных регионах, обеспечивая единую синергию между странами и городами.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости