Кыргызстан, Китай и Узбекистан приступают к реализацию проекта строительства железной дороги – 6 июня текущего года в Пекине стороны подписали окончательный текст соглашения проекта. Economist.kg расскажет, какие обязанности по данному договору взял на себя Кыргызстан.
Согласно документу, маршрут нового транспортного коридора выглядит следующим образом: Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан. Вопросы касаемо финансирования, коммерции, строительства проекта будут обсуждаться тремя сторонами:
- China Railway International при госкорпорации «Китайские железные дороги»;
- госпредприятием «Кыргыз темир жолу» при Минтрансе Кыргызстана;
- АО «Узбекистон темир йуллари».
На территории Кыргызстана для реализации проекта будет создана Совместная проектная компания, в которой доли в уставном капитале распределяются между китайской, кыргызской и узбекской сторонами:
- уполномоченная организация китайской стороны или ее дочерняя компания-холдинг будет владеть 51%;
- уполномоченные организации кыргызской и узбекской сторон – по 24.5%.
Организации каждой из стран будут вносить капитал для формирования уставного капитала компании по вышеуказанным долям.
Отметим, что конкретный размер уставного капитала компании пока неизвестен. Он будет указан в учредительных документах организации.
Стороны соглашения также договорились сформировать свой проектный капитал по долям капитала, включая инвестиции национальных предприятий.
Какие обязательства взял на себя Кыргызстан?
Согласно соглашению, кыргызская сторона берет на себя ряд обязательств в рамках соглашения. Кабмин Кыргызстана заключит с Совместной проектной компанией инвестиционное соглашение по предоставлению компании специальных прав на реализацию проекта на территории страны по модели строительства, эксплуатации и передачи (ВОТ) и получению соответствующих выгод.
Соглашение будет подписано при условии вложения инвестиций в строительство железной дороги. Кыргызстан предоставит данной компании соответствующие разрешительные документы и лицензии, необходимые для реализации проекта.
Страна также обязалась создать удобные условия на земельных участках строительства, включая возможность использования местных строительных материалов, обеспечение электро- и водоснабжением, а также выдачу разрешений на пребывание.
Дополнительно Кыргызстан освобождает китайский и узбекский персонал от необходимости получения разрешения на работу при строительстве железной дороги.
Важным аспектом является также освобождение от таможенных и налоговых платежей при ввозе и вывозе необходимых материалов, оборудования и техники для реализации проекта.
Также Кыргызстан должен предоставить удобные условия в работе, связанной с банковскими счетами и обменом валют.
Добавим, что КР обязуется своевременно содействовать разработке и пересмотру соответствующих норм, регулирующих инвестиции, строительство, эксплуатацию и управление железнодорожной инфраструктурой.
Кроме того, Кыргызстан несет ответственность за оценку социального влияния и воздействия на окружающую среду, охрану памятников культуры, за обеспечение безопасности и работы по землеотводу, сносу объектов и переселению на земельных участках.
Кто будет нести ответственность за строительство железной дороги?
Стоит отметить, что за проектирование, закупки, строительство и другие основные работы на территории Кыргызстана будет нести ответственность уполномоченная китайская организация.
При этом Кыргызстан и Узбекистан могут участвовать в частичных субподрядных работах при наличии соответствующей квалификации, возможностей и эффективного контроля себестоимости предприятия.
Соответсвенно, решение важных вопросов, включая технико-экономическое обоснование и финансирование проекта, требует взаимодействия всех сторон.