Ad coverAd cover
Economist logo
Эксклюзив

Стройматериалы «Made in KG»: как завод сухих строительных смесей Allmix заменяет импорт – интервью с Темирланом Амантуровым

Стройматериалы «Made in KG»: как завод сухих строительных смесей Allmix заменяет импорт – интервью с Темирланом Амантуровым

Еще несколько лет назад на рынке Кыргызстана практически не было строительных смесей местного производства. Все, кто ремонтировал свои квартиры и дома, покупали штукатурку, плиточный клей и другие смеси зарубежного производства, в основном из Казахстана или России. Однако в 2021 году в Балыкчы был запущен крупный завод по производству сухих строительных смесей Allmix, который за пару лет завоевал ощутимую долю рынка и продолжает увеличивать охват своей продукцией.

Завод открыла компания, которая с 2014 года разрабатывает карьер известняка Молтой. Эта компания не ограничилась лишь добычей сырья, а стала развивать кластерное производство. Из известняка сейчас делают строительные смеси, а в планах – производить более высокотехнологичную продукцию. Это приведет к тому, что в Кыргызстане появится больше отечественных товаров, которые не нужно импортировать.

Все, кто хочет купить качественные строительные смеси за меньшие деньги и не переплачивать зарубежным поставщикам, могут приобрести отечественную продукцию. Таким образом, они внесут вклад в появление новых заводов, например, по производству гипсокартона, из которого можно будет построить себе дом намного дешевле.

В интервью Economist.kg директор ОсОО «Аллмикс» Темирлан Амантуров рассказал о развитии компании, ее продукции и амбициозных планах на будущее, которые касаются не только компании, но, возможно, и каждого кыргызстанца.

– Расскажите об истории компании, с чего все начиналось?

– История компании начинается с 2014 года. В то время мы запустили разработку месторождения на участке Молтой на Иссык-Куле для добычи известнякового камня. Известняк – это белый камень, из которого при обжиге получают известь. Это абсолютно безвредный для человеческого здоровья камень, идеально подходящий для производства строительных материалов. Например, 70% цемента состоит из известняка. Он также используется в качестве наполнителя в зубных пастах, помадах, красках, бумаге и прочем, всего около 150 наименований, где он применяется и добавляется. Это универсальный наполнитель.

Известняковый камень можно также дробить и получать из него сухие строительные смеси, производство которых мы начали в 2021 году.

– После нескольких лет разработки месторождения вы решили заняться более глубокой переработкой и поэтому открыли завод по производству сухих строительных смесей?

– Да, это называется кластерное производство. Также можно сказать, что это уже уровень вертикально интегрированной компании. Это когда сырье, которое ты получаешь, например, из земли, настолько перерабатывается и проходит столько циклов, что в итоге до потребителя доходит уже готовый продукт. И эти цепочки принадлежат одной компании. К этому мы стремимся.

– Насколько было сложно построить такой завод, вы привлекали кредиты на это?

– Мы строили завод за собственные средства и справились с этим за два года, не учитывая проектные работы, на которые потребовался еще один год. То есть с момента проектирования до начала производства и запуска завода прошло три года.

Деньги на строительство завода мы нашли как раз за счет работы той компании, которую мы запустили в 2014 году. То есть те средства, которые заработали и подкопили с 2014 года, мы направили на строительство данного завода.

Более того, за счет работы завода с 2021 года и продолжающейся работы месторождения мы накопили средства еще на один проект. Сейчас мы достраиваем за $7 млн известняковый завод по обжигу извести, и скоро запустим его в эксплуатацию. Этот завод важен для строительной сфере, он найдет свое применение в работе золоторудных компаний, которые будут закупать нашу продукцию.

– Какие сейчас объемы производства на заводе сухих строительных смесей? Насколько он большой для Кыргызстана?

– Относительно рынка и производственных мощностей Кыргызстана он считается одним из самых больших заводов. Мощность позволяет производить 2 тысячи тонн продукции в месяц. Но по сравнению с производственными мощностями соседнего Казахстана и России, и тем более нашего большого соседа – Китая, эти объемы не совсем большие.

Для нашего рынка это хорошие объемы производства. Сейчас на севере Кыргызстана, по моим данным, потребление сухих строительных смесей в сезон составляет 20 тысяч тонн в месяц. По сути, мы занимаем 10% рынка сейчас только по северу. И пока у нас много конкурентов.

– На вашем сайте указано, что на заводе полностью автоматизирован производственный процесс. Расскажите подробнее об этом, откуда поставляли оборудование для завода?

– Да, наш завод хорошо автоматизирован, но нужно разделять это понятие по степени автоматизации. По меркам СНГ наше производство считается одним из наиболее автоматизированных производств, но по сравнению с европейскими характеристиками у нас средняя автоматизация.

На самом деле, автоматизация в производстве очень важна. Там исключается человеческий фактор при том, что наше производство безусловно тяжелое для труда. То есть оно не из легких. И всегда хорошо по производительности, по качеству, по стабильности, когда работают машины.

Оборудование закупалось по-разному, но чаще всего мы заказывали его из России и Китая.

– Есть ли подобные заводы у нас в Кыргызстане?

– По производительности и по степени автоматизации еще пока таких заводов в Кыргызстане нет, но я надеюсь, что они будут, и это будет способствовать росту конкуренции. Возможно, у каких-то предприятий объемы доходят до наших, но не такими методами производства.

– При потреблении 20 тысяч тонн и вашей доли в 10% все остальное – это импорт?

– По сумме да. У нас есть конкуренты из Казахстана. Один из них – самый большой и самый известный в Кыргызстане. Есть еще вторая казахстанская компания. Но по объемам другая картина. Из-за того что их продукция дороже, взамен одного мешка импортной продукции мы продаем до двух мешков нашей. По сути, покупка двух мешков нашей продукции по деньгам и качеству оправдывает приобретение мешка импортной продукции. То есть настолько у них дорогая продукция относительно местного производства, что наши 10 тысяч тонн, которые мы производим на севере Кыргызстана, по сумме будут равняться примерно трети тех денег, которые просто импортируются в Кыргызстан.

– Почему потребители продолжают покупать такую дорогую продукцию?

– Наша компания производит продукцию не хуже, а по некоторым позициям даже лучше, чем у импортных производителей. Просто они занялись этим бизнесом раньше, чем мы, и смогли убедить потребителей в том, что они самые лучшие. По факту, сейчас потребители просто привыкли к ним.

Да, у них неплохое качество, но я со 100% уверенностью могу сказать, что соотношение цены и качества у зарубежных аналогов совсем несовместимо. Какими бы качественными шпаклевка или клей не были, они не могут стоить 700, 800 или даже 1000 сомов за один мешок шпаклевки. Продукция должна быть доступна, она – не предмет роскоши.

– Можно ли сказать, что у импортной продукции очень высокая маржа?

– Да, у импортирующих в КР компаний на строительные смеси, с учетом их объема продаж, производственных мощностей и действующих цен, достаточно высокая маржа. Если бы такая ситуация была в нашей компании или у любого другого местного производителя, то с большой вероятностью маржинальность составляла бы не менее 50%. Но все же хочу отметить, что экономика каждой отдельной компании – сугубо личный выбор. Тем более обязательства каждой компании могут быть разными, так же как и расходы.

– Была новость, что Knauf планирует открыть завод в Кыргызстане? Как вы к этому относитесь?

– Мы сами работаем над расширением и привлечением зарубежных компаний. Я был в Азербайджане и также подписал меморандум о намерениях с группой компаний, похожей на Knauf. И в Германии уже два раза подписывали протокол намерений, который не обязывает обе стороны к каким-либо действиям. Это всего лишь намерение, но я не слышал о продвижении в этом направлении, хотя я бы узнал об этом сразу, потому что это наша сфера. Если бы начались какие-то действия, я бы об этом знал. Я не вижу действий, потому что такие компании обычно начинают с поиска сырья – месторождений гипса. Но я не слышал, чтобы они искали нечто подобное, по крайней мере, на севере КР.

– Расскажите о вашей продукции. Что именно вы производите и как происходит разработка продуктовой линейки?

– У нас есть собственная лаборатория, где мы разрабатываем и тестируем нашу продукцию на пяти этапах контроля качества. В части разработки технологий и рецептур нам часто помогают российские академии, научные сообщества и университеты, а также научно-исследовательские институты. Эти научные организации активно поддерживаются поставщиками химических компонентов, в партнерстве с которыми мы получаем доступ к их лабораторным ресурсам и опыту.

Это позволяет не только проводить собственные разработки, но и заимствовать передовые технологии у мировых лидеров.

Однако важно понимать, что рецепты, которые хорошо работают для одного бренда, могут не подойти для другого. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать рецептуру, учитывая потребности рынка, особенности региона и другие факторы.

Мы производим продукцию в трех сегментах: Allmix – премиальная (брендовая), Felix – базовая, и KNAPP – доступная линейка продукции. Качество каждого сегмента соответствует стандартным требованиям. Отличительной чертой премиального сегмента является наличие дополнительных компонентов, которые, к примеру, придают продукции повышенное удобство в использовании, в укладке и т.д. Мы одни из немногих компаний, которые работают в обоих направлениях.

Конечно, мы планируем увеличивать ассортимент. Ведущие компании соседних стран имеют более 100 наименований, в то время как у нас на данный момент более 35. В компании, где я был в Азербайджане, ассортимент превышает 250 наименований. Некоторые из них продаются более активно, другие – меньше, но есть к чему стремиться.

– Чем премиум отличается от бюджетного варианта? Там более дешевые компоненты?

– Конечно, производство качественной смеси обходится недешево. Но почему же смеси с одинаковым сроком эксплуатации (25 лет) могут так сильно отличаться в цене? Возьмем, к примеру, два клея: один стоит 500 сомов за мешок, а другой – всего 150 сомов оптом. На первый взгляд, разница огромная. Но на самом деле, оба клея одинаково эффективны и прослужат 25 лет.

В чем же разница? В удобстве использования. Люди готовы переплачивать за бренд и за удобство. Удобная смесь проще укладывается, замешивается и наносится.

Например, если мастер хочет работать не спеша, он может выбрать дешевую смесь и кладет по одной плитке, потому что такая смесь быстро схватывается. А если ему нужно быстро замостить полкомнаты, он купит более дорогую смесь, которая не застынет, пока он будет укладывать плитку.

Таких «фишек» у дорогих смесей много, и все они стоят денег. Поэтому разница в цене вполне оправдана. Но стоит отметить, что основная причина, по которой люди покупают дорогие смеси, – это удобство работы.

– Чем местная продукция не хуже, а может быть и лучше зарубежных аналогов?

– Я учился в Германии, где получил образование в области строительства, и интересовался этой темой. Изучив рынки Казахстана и России, я могу с уверенностью сказать, что нигде не встречал таких высоких цен на строительные материалы, как в Кыргызстане, при сопоставимом качестве. Стоимость импортной продукции здесь завышена, на мой взгляд, необоснованно. Возможно, это связано с высокими операционными расходами или просто завышенной маржой.

В нашей лаборатории мы тщательно тестируем материалы, как наши, так и конкурентов. Это ни для кого не секрет. И они также, кстати, испытывают нашу продукцию. Мы проверяем их по ряду важных параметров и убеждаемся, что в них нет ничего сверхъестественного. Главный плюс для клиента, который купил нашу продукцию, – это то, что он получает по качеству то же самое, но по значительно более выгодной цене.

– Расскажите о реализации: где вы представлены, есть ли у вас собственные магазины?

– Фирменных магазинов у нас пока нет, мы больше ориентированы на B2B-рынок, то есть мы предлагаем цены от производителя и за определенный минимальный объем. 90% нашей продукции реализуется в северных регионах Кыргызстана. Наибольшую долю рынка мы занимаем в Нарынской и Иссык-Кульской областях, что, скорее всего, связано с близким расположением нашего завода в городе Балыкчы. В Бишкеке работает наше представительство и перевалочный склад, который сотрудничает с дистрибьюторами – это торговые точки, магазины, строительные компании и бригады.

Нашу продукцию можно приобрести в розницу почти на всех рынках Бишкека. Самые популярные точки продаж — это рынки «Баткен», «Уста» и «Кут». Нашу продукцию также можно купить в магазинах на ул. Кулатова, в сетях магазинов керамики и хозтоваров по городу. Мы являемся партнерами интернет-магазинов, одним из которых является маркетплейс AizuStore.

Кроме того, мы представлены в строительном гипермаркете «Мегамастер», где у нас есть стенд с товаром на первой линии и интересная рекламная зона.

– Что вы планируете еще производить в рамках увеличения ассортимента?

– Как я уже упоминал, наша компания является вертикально интегрированной, и мы постоянно расширяем ассортимент своей продукции. В текущем году мы планируем начать производство водоэмульсионных красок. Проектирование завода уже начато, частично закуплено оборудование.

В настоящее время мы также успешно ведем переговоры о получении финансирования для строительства гипсового завода и завода по производству гипсокартонных листов. На этот раз мы планируем привлекать средства из фондов или банков.

В перспективе мы видим потенциал в производстве газобетонных плит. Это гипсовые плиты с добавлением армирующих волокон и других строительных материалов, которые используются для возведения перегородочных и стеновых блоков.

Стоит также отметить, что так как у нас именно в летнем сезоне производство не успевает за спросом, а зимой хранить готовую продукцию до следующего сезона невыгодно. Поэтому мы сейчас проектируем две новые линии с высокой степенью автоматизации, которые позволят увеличить мощность производства до 15 тысяч тонн в месяц. При необходимости возможно наращивание мощности до 20 тысяч тонн. С учетом уже имеющейся линии, это позволит нам обеспечить львиную долю рынка строительных материалов в Кыргызстане.

– Имеются ли планы выходить на южные регионы?

– На юге Кыргызстана ситуация с отечественным производством строительных материалов намного лучше, чем на севере. Здесь преобладают крупные зарубежные компании, а на юге доминируют мелкие локальные производители, которые, возможно, занимают до 90% рынка в отдельных регионах.

Если откроется альтернативная дорога «Север – Юг», мы обязательно постараемся выйти на рынок Джалал-Абада. Дальнейшие планы будут зависеть от реакции рынка. Однако я склоняюсь к тому, что строительство завода на юге будет наиболее целесообразным. Бетонные, цементные и заводы по сухим смесям всегда выгоднее строить локально, вблизи от потребителей. Это позволит сократить транспортные расходы, которые при перевозке объемных и тяжелых товаров играют значительную роль. Выигрывает тот, кто может быстрее, дешевле и с меньшими сложностями доставить товар до потребителя. Поэтому мы обязательно рассмотрим оба варианта – поставки с севера на юг и строительство нового завода. Если поставки с севера не будут рентабельными, то строительство завода на юге станет предпочтительнее.

– Входят ли строительные компании в число ваших крупнейших потребителей?

– На самом деле нет. Мы в основном производим отделочные материалы. Даже самый большой блок или многоблочный комплекс не заменит по потреблению материалов одну большую баню. Строительные компании закупают материалы в небольших количествах для отделки фасадов, входных групп и подъездов.

Наша продукция лучше всего продается на рынках, где конечные потребители ремонтируют квартиры. Это наш сегмент, и это наши клиенты.

Но при этом с этого года мы создали торговую компанию, которая комплексно поставляет строительные и отделочные материалы – от инструментов до гипсокартона и профилей. Это выгодно как для нас, так и для наших клиентов – строительных компаний. Мы уже активно сотрудничаем с известными стройкомпаниями Бишкека, и они довольны нашим сервисом. Я уверен, что если мы продвинемся в этом направлении и о нас узнают другие строительные компании, то это будет интересно и для них.

– У вас есть собственная транспортно-логистическая компания, какие преимущества за счет этого появляются у вашей компании?

– За счет открытия своей транспортной компании мы имеем такие преимущества, как бесперебойность поставок, оперативность доставки продукции, стабильность цен на продукцию за счет логистики затрат на перевозки.

Стоит отметить, что мы организуем бесплатную доставку нашим клиентам, начиная от двух палет (100 мешков) в любую точку Бишкека и севера Кыргызстана. Однако мы не можем доставить один мешок, поскольку продаем объемы от 100 мешков и более.

– Ваш известняк используют для сахарного производства, это довольно интересная подробность, можете об этом рассказать?

– Это очень интересный процесс. Многие удивляются, когда мы говорим, что известняк добавляется в сахар или что его едят куры. Ни одна птицефабрика без этого обойтись не может.

В производстве сахара без этого камня невозможно. Газ, полученный из известняка, участвует в химическом процессе. Вначале происходит сатурация, когда из свекловичного сока идет кристаллизация сахара. Затем следует диффузия – вторая стадия, во время которой обожженная известь, полученная от камня, вводится в эту жидкость, и после этого весь шлак и грязь удаляются известью, очищается, и получается светлый качественный сахар.

Для кур известняк важен по двум причинам. Во-первых, для пищеварения, так как их организму нужны камушки для переваривания пищи, например, зерна. Во-вторых, известняк содержит кальций. У нас известняк один из самых редких в Центральной Азии, где содержание усвояемого биологического кальция достигает 44%. Это огромное количество. Это кальций, необходимый для костей и жизни.

– Какие проблемы есть для вашей компании, которые мешают еще динамичнее развиваться?

– Я считаю, что большой помощью для всех производителей в Кыргызстане будет улучшение культуры закупок, особенно приобретения отечественных продуктов. Несмотря на то, что никто не может заставить СМИ, бизнес или людей делать это, мы должны активнее говорить о том, что, покупая отечественные товары, мы оставляем средства в нашей стране. Это создает дополнительные рабочие места для нас и способствует развитию бизнеса.

Всегда все связано друг с другом. Например, у нас нет производства гипсокартона, потому что в северной части Кыргызстана даже производство обычного гипса не налажено. Если появится гипсокартон, то начнут производить профили.

Это и есть развитие кластерного производства, когда одно тянет за собой другое. Если одного нет, то не будет и другого производства.

В бизнесе и производстве все всегда связано. Поэтому промышленность и производство важны для развития экономики государства и общего благосостояния народа. Многие этого не понимают, но, покупая сегодня отечественное, мы покупаем будущее своей страны, задумайтесь. Тем самым мы дадим возможность тем компаниям, которым мы доверились, улучшить качество и сервис, который хотим получить. Если же мы не доверимся, то всю жизнь придется покупать из-за рубежа.

Как вы могли заметить, мы очень заботимся о развитии производственной сферы Кыргызстана, поэтому в будущем хотел бы открыть ассоциацию отечественных производителей строительных материалов в КР и вместе с партнерами продвигать лучший товар – отечественный.

Ad coverAd cover