Износ энергетического оборудования на каскаде Токтогульских ГЭС, а также ТЭЦ городов Бишкек и Ош превышает 50%. Такие данные содержатся в анализе регулятивного воздействия к проекту закона «О внесении изменений в закон КР «Об энергосбережении», опубликованном на сайте Жогорку Кенеша.
По данным Минэнерго, в настоящее время энергоотрасль переживает трудности, обусловленные рядом факторов. К их числу ведомство отнесло износ энергетического оборудования. Так, например, каскад Токтогульских ГЭС изношен на 57.6%, теплоэнергоцентраль Бишкека — на 64%, а ТЭЦ Оша — на 77.8%.
«Высокий уровень износа энергетического оборудования вызывает большое число аварийный отключений», — отмечает Минэнерго.
К прочим факторам, сказывающимся на положении энергоотрасли, относятся:
- импортозависимость топливных энергетических ресурсов (ТЭР), которые Кыргызстан закупает в Узбекистане, Казахстане и России;
- неоптимальная структура производства энергии с точки зрения прогнозируемых изменений климата. Под этой формулировкой ведомство подразумевает, что более 90% электроэнергии генерируется от крупных гидроэлектростанций Нарынского каскада, на которые приходится 78% всей установленной мощности производства электроэнергии в стране, что делает энергосектор уязвимым перед неустойчивостью гидрологии;
- непропорциональность роста энергообеспечения и спроса на энергоносители;
- непропорциональность роста энергообеспечения по типу ресурсов: перевес переходит на сторону электроэнергии — с 2010 года потребление э/э в частном жилом секторе выросло более чем на 30%. По данным на 2023 год, потребление этой группы составляет 70% от общего потребления электроэнергии в стране;
- дефицит электроэнергии и международные обязательства по ее экспорту;
- ограничение доступа к теплосетям и электросетям: нехватка тепла и электроэнергии и обязательства платного присоединения к энергосетям создает барьеры для развития малого и среднего бизнеса;
- сильное сезонное колебание потребления электроэнергии: статистика показывает, что зимнее потребление в три раза превышает летнее;
- неэффективная политика лимитирования потребления энергии для бюджетных зданий;
- низкие тарифы на электроэнергию для домохозяйств КР, составляющие 1 сом за кВт/ч намного ниже уровня самоокупаемости.