В контексте планов по строительству атомной электростанции (АЭС) в Кыргызстане возникает вопрос об обращении с ядерными отходами. Существует несколько стратегий, применяемых для управления ядерными отходами, каждая из которых имеет свои особенности и последствия. О каждой из них рассказал руководитель проекта АО «РЭП» («Русатом Энерджи Проджектс», госкорпорация «Росатом») Темирлан Исаев.
По словам Исаева, существует три стратегии обращения с ядерными отходами:
- открытый ядерный цикл (ОЯТЦ): предполагает хранение отработавшего топлива и последующее его захоронение без переработки;
- замкнутый (закрытый) ядерный цикл (ЗЯТЦ): включает в себя переработку отработавшего топлива, возвращение урана обратно в виде топлива, а также захоронение только радиоактивных отходов;
- отложенное решение: предусматривает временное хранение отработавшего топлива с намерением разработать эффективные методы обращения с ним в будущем.
Исаев добавил, что для долгосрочного развития ядерной энергетики приемлемым является замкнутый ядерный цикл, в рамках которого отработавшее топливо отправляют на предприятия, а некоторые выделяющиеся отходы вводят обратно в процесс в виде топлива.
Руководитель проекта АО «РЭП» также отметил, что «Росатом» является единственной компанией в мире, занимающейся переработкой ядерных отходов. По его словам, компания использует различные виды переработки и транспортировки отходов.
Темирлан Исаев добавил, что перевозка и обработка ядерных отходов – это важные процессы, требующие повышенного внимания к безопасности.
«Цезий и стронций относятся к короткоживущим радиоактивным элементам. Однако существуют и долгоживущие фракции, которые могут оставаться радиоактивными на протяжении тысячелетий, – пояснил эксперт. – «Росатом» возвращает обратно только обработанные ядерные отходы, соответствующие строгим критериям безопасности. Эти отходы должны иметь минимальный объем и возможность безопасного хранения. Госкорпорация разработала решение для обращения с ядерными отходами. В соответствии с мировым соглашением, страна, генерирующая ядерные отходы, должна иметь право на получение части отработанного ядерного топлива».