От британских ферм до сервиса по стирке ковров и автомойки в Баткене: история Нурбека Узакбаева
Economist.kg продолжает серию материалов о кыргызстанцах, которые участвовали в проекте «Безопасная миграция сезонных работников из Центральной Азии в Великобританию». Это истории о людях, которые смогли не только поработать за рубежом, но и обучились основам предпринимательства, а вернувшись – открыли свой бизнес при поддержке пилотной программы «1+1».
Наш герой Нурбек Узакбаев. Заработанные деньги с миграции он решил вложить в современные технологии и развитие Баткенской области. О том, как заработок на британских фермах превратился в современную автомойку и сервис по чистке ковров, Нурбек рассказал в интервью.
– Откуда вы родом и чем занимались до того, как оказались в Англии?
– Я из Баткенской области, село Самаркандек. Родился в 1990 году. По специальности я можно сказать индивидуальный предприниматель. А так – основное время был в миграции. Работал в России лет восемь примерно. В 2019 году вернулся домой, хотел построить дом, отдохнуть. И в тот момент начался Covid-19.
Я решил – надо чем-то заниматься у себя, чтобы семью кормить. Я восемь лет был в Москве и честно не знал, как в Кыргызстане жить. Была сложность. Но у меня была идея. Место мое находится прямо возле дороги, на центральном проходе. Когда я сам ездил машину мыть, мы там по два-три часа в очереди стояли. И мне пришла идея открыть свою мойку, чтобы было удобство всем, чтобы время не тратили. В России я работал на «Портере», его продал и потихоньку начал стройку.
– Какое применение вы там себе нашли и какая главная причина того, что вы снова в миграции?
– В Англию я уже третий год подряд езжу. Здесь у нас сезонная работа на ферме: клубнику собираем, выращиваем. Особых сложностей нет, мы же с детства на полях выросли, нам не сложно. Трудно только с английским языком, знаний не хватает. Зачем я здесь? Я все время так делаю: приезжаю сюда, зарабатываю деньги, половину вкладываю в бизнес, половину – домой.
В этот раз у меня конкретная цель. У меня дома есть ковромойка, но мне нужен аппарат. Большой, роботизированный аппарат. Он сам будет ковры мыть, там человеческий ресурс почти не требуется. Стоит он $20 тысяч. Я сам такие деньги быстро собрать не могу. Поэтому цель в этом году – поработать, накопить и приобрести этого робота. Сейчас мы моем один ковер 30–40 минут, и люди стоят в очереди по 3–4 дня. А тот аппарат, который я планирую, моет ковер за 5–10 минут. Это совсем другой уровень.



Предприниматель Нурбек Узакбаев. Фото: Международная организация по миграции (МОМ).
– Как развивалось ваше дело в Баткене?
– В 2021 году открыли обычную мойку. Потом в 2023-м, после поездки в Англию и благодаря поддержке МОМ, мы открыли профессиональную ковромойку. Изучили рынок, привезли оборудование. В 2024 году выиграли грант и превратили два бокса в «самомойку». Теперь человек может прийти и сам помыть машину за 100–150 сомов, тогда как обычная мойка стоит 300. Это экономит деньги людей, а вот в третьем боксе открыли автохимчистку.
К тому же, я подготовил место под магазин автоаксессуаров. Чтобы все удобства были в одном месте. Хочу еще поставить аппарат «сухого тумана». Он работает так: закидываешь деньги, выбираешь один из пяти запахов и сам делаешь ароматизацию в машине. Там еще будут функции подкачки шин и сушки воздухом, чтобы тряпкой не тереть. Еще в планах – запустить филиал в Баткене. Сейчас участвуем в гранте АРИС, если выиграем – добавим свои деньги и купим еще один автомат для ковров.



Предприниматель Нурбек Узакбаев. Фото: Международная организация по миграции (МОМ).
– Наверняка не все идет гладко. С какими основными проблемами сталкиваетесь?
Самое тяжелое – это «трехфазка». Мое предприятие на трех фазах, и получить разрешение было очень трудно. И сейчас тяжело. Я тогда получил разрешение только на 10 киловатт, а сейчас мы выросли, и мне этого не хватает. Подал заявку на увеличение, а мне говорят: «Кризис, энергии мало, трансформатор не потянет. Жди весны». Скорее всего, придется самому покупать и ставить отдельный трансформатор.


Предприниматель Нурбек Узакбаев. Фото: Международная организация по миграции (МОМ).
– Как вы считаете, какой вклад ваш бизнес делает в жизнь региона и страны?
– Во-первых, рабочие места. Весной у нас работает четыре человека. Во-вторых, мы платим налоги. Но главное – это удобство для людей. В трех айыл окмоту такую услугу предоставляем только мы.
Особенно это важно для женщин. Раньше в селах они в холодной воде, по вечерам ковры вручную стирали. Это же влияет на здоровье! А сейчас мы сами приехали, забрали, постирали, высушили и привезли. Стираем не только ковры, но и матрасы, пледы. Раньше, чтобы почистить тошок, его надо было распарывать, вату вытаскивать, чесать... А мы моем целиком, и вата становится – пушистой, как новая. Это экономия времени и денег. Я считаю, это часть нашего вклада в цифровизацию, о которой президент постоянно говорит.



Предприниматель Нурбек Узакбаев. Фото: Международная организация по миграции (МОМ).
– Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас работает за границей и думает, стоит ли вкладывать деньги в родину?
– Мое личное мнение – надо начинать быстрее. Я сам в России 10 лет отработал. Мы там работаем, привозим деньги, строим большой дом, деньги съедаем и снова уезжаем. Время проходит. Я советую тратить эти деньги на то, чтобы открывать и внедрять что-то новое.
Начинать надо хоть в 25, хоть в 50 лет. Не надо ждать, пока накопишь огромную сумму. Пока ты копишь – теряешь время. Лучше начать с малого, взять кредит или грант – это выйдет то же самое по деньгам, но у тебя уже будет опыт.

Если ты начнешь сейчас, через 10 лет твой бизнес уже будет – крепко стоять на ногах. И когда тебе будет 40–50 лет, у тебя будет свое дело, и не придется всю жизнь в миграции проводить.
Знаете, мне, честно говоря, не просто нравится всем этим заниматься. Мне нравится делать деньги и приносить пользу. Я от этой работы получаю удовольствие. Надо просто учиться, менять окружение. Также мне очень помогли подкасты и уроки на тему бизнеса. Тогда я и заметил, что когда мышление меняется – то, и бизнес начинает расти.