Баткенские круассаны: как Бааргул Пазылова после работы в Англии открыла уникальную пекарню на родине
Найти настоящий круассан или бездрожжевой хлеб в Баткене еще недавно было невыполнимой задачей. Сегодня их печет Бааргул – женщина, которая после сезонной работы в Англии, открыла собственное производство в центре родного города.
В интервью для Economist.kg предпринимательница рассказала, почему британский климат проигрывает баткенскому солнцу, как грант может заменить годы накоплений и с какой главной преградой она столкнулась на родине.
Расскажите о себе. Откуда вы родом? Кто по специальности? Чем занимались раньше?
Меня зовут Бааргул. Я родом из Баткена. Мне 38 лет. В сфере общепита работаю уже около 10 лет.
В каком году вы уехали из Кыргызстана, и какие обстоятельства стали тому причиной?
Изначально в Англию поехала моя родная сестра. Там она работала тоже в этой сфере, а именно с тестом. По приезду она предложила открыть что-то похожее у нас тут, и купить большие духовки, тестомесы. Потом я услышала о Программе сезонных работников в Великобританию, собрала информацию и тоже решила поучаствовать. Это было в 2023 году. В первом туре я не прошла, но позже меня пригласили как кандидата из резервного списка. Вот так я и отправилась в Англию, там я проработала около 3–4 месяцев, в основном готовила обеды и ужины для рабочих.
С какими сложностями пришлось столкнуться?
Мне было сложно адаптироваться к климату и городу, постоянно мучили головные боли. Поэтому я решила вернуться – здесь, в Кыргызстане, у меня была стабильная работа, и я поняла, что дома мне будет легче.
За счет каких средств вы запустили бизнес? Были ли это личные накопления, заработанные в миграции?
У меня уже было свое оборудование и рабочее место. Правда оно было старое — те духовки, что у меня были, не давали нужного качества. А я очень хотела работать со слоеным тестом. Я выиграла грант от Международной организации по миграции и на эти деньги купила хорошее оборудование для раскатки теста и новую духовку. Также научилась печь полезный хлеб на закваске, для этого специально ездила в Бишкек на курсы к кондитеру из Москвы. И теперь, помимо натурального хлеба, продаю людям круассаны и разные виды самс.



Ваш бизнес — это семейное дело? Кто из членов семьи участвует в работе? Сколько у вас работников?
Да, работаем вместе с мужем. У нас трудятся четыре сотрудника. Я например, готовлю еду и завтраки. Супруг стоит на кассе. Еще одного человека я научила печь хлеб и круассаны, другой сотрудник делает пирожки и сосиски в тесте. Также есть запасной сменщик и один человек на мойке посуды. Мы также поставляем продукцию в другие точки, например, в буфет местной школы.
Можно сказать, что бизнес встал на ноги?
Конечно! Даже если финансово мы еще не на пике, я многому научилась. Например, в Баткене круассаны больше никто не печет, а такая свежая выпечка пользуется большим спросом, особенно по утрам. Пока что всю прибыль я вновь вкладываю в дело, реинвестирую. Помимо этого, нужно еще много ингредиентов. Например, специальное масло для слоеного теста в самом Баткене не купишь, и его приходится заказывать из Бишкека, как и начинки для круассанов.
Кроме того, у меня всегда есть «бизнес-подушка». Каждый день я откладываю в нее деньги — даже если всего по 100–200 сомов. Этому нас научили на тренингах по финансовой грамотности и налогам в рамках проекта МОМ. Там я и научилась правильно распределять доходы.
Что касается дальнейших планов, то у нас в центре города открылись два новых больших парка. Я пытаюсь получить там место, чтобы открыть пекарню, где будет только свежий утренний кофе, круассаны и хлеб.



C какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Моя точка сейчас находится в центре Баткена. Но арендодатели каждый квартал поднимают цену, условий в помещении не хватает. В тех новых парках, которые недавно открылись, павильоны вроде готовы, но сейчас не решено, кому они достанутся.
Мы также много раз обращались в мэрию. Сейчас почти весна — мы не знаем, получим там помещение или нет. Даже если получим, то нам надо успеть подготовиться и закупить оборудование. Свободных денег на технику сейчас нет, придется, наверное, брать кредит, чтобы успеть к сезону.
Как вы считаете, какой вклад такие предприятия, как ваше, вносят в местный бюджет и в целом в экономику страны?
Я плачу налоги. У меня работают люди, которые ежедневно получают зарплату. К тому же, я содержу свою семью. Для государства польза еще в том, что мы обеспечиваем людей натуральным и свежим продуктом. Также я планирую открыть новые филиалы и обеспечить работой еще больше человек.


Что бы вы посоветовали кыргызстанцам, которые хотят инвестировать заработанное в миграции в бизнес на родине?
Я советую обязательно поехать в другие страны и посмотреть, как работают там. Чтобы Кыргызстан рос, нам нужно привозить знания извне. Нужно учиться и смотреть на мир, иначе развиваться внутри страны будет сложнее.
Еще хочу добавить, что оборудование, которое я купила благодаря гранту, вывело меня в большой плюс. Сейчас мы сами изготавливаем слоеное тесто и очень много на этом экономим. Я очень благодарна проекту. Это приносит свои плоды. Даже если денег пока не очень много, но я получаю огромное удовольствие от того, что делаю. И если будет возможность снова поучаствовать в проекте, я бы хотела открыть уже большое предприятие – настоящую пекарню со всеми условиями.