> ## Content Index
> Fetch the complete content index at: https://economist.kg/llms.txt
> Use this file to discover other available public pages before exploring further.

# ЭТТН: кого освободят от обязательного применения документа в КР? Подробности
- URL: https://economist.kg/ekonomika/2025/01/22/ettn-kogho-osvobodiat-ot-obiazatielnogho-primienieniia-dokumienta-v-kr-podrobnosti/
- Published: 2025-01-22T05:32:00.000Z
- Updated: 2026-08-26T17:12:31.000Z
- Author: Economist.KG
- Tags: Экономика

**Минэконом КР вынес на общественное обсуждение проект постановления кабмина о применении электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН) при перемещении товаров.**

Документ направлен на упрощение процедур для предпринимателей, особенно в малом и среднем бизнесе.

Зампредседателя Налоговой службы КР [Кубанычбек Ысабеков](https://economist.kg/tag/kubanychbiek-ysabiekov/) в интервью [Kaktus.media](https://kaktus.media/doc/516607%5Fminekonomiki%5Fpredlojilo%5Fsvoy%5Fvariant%5Fyproshennogo%5Fvnedreniia%5Fettn.%5Fkogo%5Fhotiat%5Fosvobodit.html?ref=economist.kg) сообщил, что предложенные меры разработаны межведомственной рабочей группой, которая в течение месяца изучала пути снижения административной нагрузки на бизнес.

## Кого освободят от применения [ЭТТН](https://economist.kg/tag/ettn/)

В рамках новых предложений освобождение от ЭТТН предусматривается для:

- торговцев рынков и мелкооптовых магазинов, работающих по сниженной ставке единого налога (0.5–1%);
- субъектов свободной торговли на рынках [«Дордой»](https://economist.kg/tag/dordoi/) и [«Кара-Суу»](https://economist.kg/tag/kara-suu/).

Эти категории смогут использовать упрощенные электронные или бумажные счета-фактуры.

Однако для [подакцизных товаров](https://economist.kg/tag/podaktsiznyi-tovar/), таких как алкоголь, табак, ГСМ, лекарства и медицинские изделия, ЭТТН останется обязательной.

## Основные поправки

**1\.** Применение ЭТТН полностью для всей цепочки подакцизных групп товаров, при этом для предпринимателей, зарегистрированных по пониженным ставкам единого налога, и налогоплательщиков налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом ввести этапность внедрения применения ЭТТН для сахаросодержащих напитков.

**2\.** Производителями, импортерами, крупными поставщиками и дистрибьюторами поставка остальных товаров до субъектов предпринимательства, зарегистрированных по пониженным ставкам единого налога (0%, 0.1%, 0.5% и 1%), и налогоплательщикам налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом осуществляется с оформлением ЭТТН.

> При этом дальнейшая цепочка реализации товаров, по выбору налогоплательщика, осуществляется посредством оформления бумажного счета-фактуры или электронного счета-фактуры.

В случае если товары будут реализованы субъектами, осуществляющими деятельность на территории рынков, в адрес других субъектов, по выбору налогоплательщика поставка осуществляется с оформлением бумажного счета-фактуры или электронного счета-фактуры, в случае реализации товаров населению применяется ККМ.

**3\.** Цепочка реализации товаров в зоне торговли с особым режимом, например, через ТРК «Дордой» или ТРК «Тураталы эл базары» («Кара-Суу»):

- субъект, импортирующий товары на территорию КР согласно перечню таможенной службы, производит поставку в адрес субъекта, зарегистрированного по налогу на деятельность в зоне торговли с особым режимом с оформлением ЭСФ на уровне шести знаков кода ТН ВЭД. При этом по данной поставке ЭТТН не применяется;
- при реализации товаров налогоплательщиком налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом в адрес других субъектов, не зарегистрированных по налогу на деятельность в зоне торговли с особым режимом, по выбору налогоплательщика поставка осуществляется с оформлением бумажного счета-фактуры или электронного счета-фактуры;
- при реализации товаров между налогоплательщиками налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом внутри одной зоны торговли с особым режимом не применять ЭТТН, ЭСФ и также ККМ.

**4\.** Субъект, импортирующий товары на территорию КР согласно перечню таможенной службы, при намерении реализации в адрес других субъектов, зарегистрированных вне зоны торговли с особым режимом, обязан оприходовать данные товары в модуль ЭТТН и оформлять [ЭСФ](https://economist.kg/tag/esf/) и [ЭТТН](https://economist.kg/tag/ettn/) в общеустановленном порядке на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД.

**5\.** Также кабмин рассматривает возможность технической доработки системы ЭТТН в части корректировок документов, отмены обязательного указания кодов идентификации товаров (кодов маркировки) и других упрощений.

## Зачем это нужно

> Как указано в пояснительной записке, внедрение ЭТТН направлено на обеспечение полной прозрачности движения товаров, улучшение налогового контроля и снижение теневого оборота. Однако новая система вызвала ряд трудностей: от увеличения затрат предпринимателей до недостаточной цифровой грамотности и технических ограничений на рынках.