Лишь 17.5% автомобилей, экспортируемых из Грузии в Кыргызстан, официально пересекают границу страны, свидетельствуют данные национальных статистических служб двух стран за январь-ноябрь 2024 года.
По данным сайта «Business Грузия», из 31 092 автомобилей, отправленных из Грузии в Кыргызстан в прошлом году, лишь 5440 были зарегистрированы в КР.
Рекордный рост экспорта из Грузии
СМИ отмечает, что с 2020 по 2024 годы экспорт автомобилей из Грузии вырос более чем в шесть раз. Если в 2020 году было экспортировано 40 711 автомобилей на $400.5 млн, то в 2024 году этот показатель достиг 106 051 автомобиля на сумму $2.426 млрд.
Доля Кыргызстана в грузинском экспорте увеличилась с 3% в 2020 году до 33% в 2024 году.
В 2020 году в Кыргызстане было продано 931 автомобиль на $8.2 млн, а в 2024 году этот показатель вырос до 34 560 автомобилей, что принесло $1.194 млрд выручки. Средняя стоимость автомобиля для кыргызских импортеров за этот период выросла с $8.8 тысячи в 2020 году до $34.6 тысячи — в 2024-м.
«Исчезновение» автомобилей в пути
По официальным данным Нацстаткома КР, в январе-ноябре 2024 года в страну было ввезено 5440 автомобилей на $61.2 млн, со средней стоимостью $11.3 тысячи за единицу. Однако данные Службы статистики Грузии говорят о том, что за этот же период из Грузии в Кыргызстан было экспортировано 31 092 автомобиля на $1.076 млрд. Разница в 25 652 автомобиля предполагает, что более 80% машин не доезжают до Кыргызстана.
Возможная причина: санкции против России
Эксперты связывают резкий рост импорта автомобилей в Кыргызстан с введением санкций против России. После приостановки прямого экспорта автомобилей из Грузии в Россию в августе 2023 года автомобили начали экспортироваться через Среднюю Азию. Автодилеры в Кыргызстане закупают значительные объемы автомобилей в Грузии, но большая их часть, предположительно, перепродается гражданам России на транзитных маршрутах.