Стремясь улучшить свой инвестиционный климат, Кыргызстан рассматривает возможность введения моратория на дальнейшие изменения в Налоговом кодексе. Инициатива, направленная на оценку эффективности существующих налоговых норм, также обещает повысить привлекательность страны для инвесторов.
Кабинет министров Кыргызстана рекомендовал президенту Садыру Жапарову ввести мораторий на внесение изменений в Налоговый кодекс по итогам заседания кабинета министров 29 сентября. Министерство экономики подчеркивает, что эта мера позволит провести тщательную оценку норм Налогового кодекса и их воздействия. Это создаст условия, благоприятствующие разработке законодательства, учитывающего эффективность существующих норм и оценивающего последствия вновь вводимых положений.
Необходимость введения запрета на корректировку Налогового кодекса вызвана тем, что документ, вступивший в силу только в начале 2022 года, уже претерпел изменения в марте 2023 года.
В этот пакет поправок вошло прекращение действия части налоговых льгот, прописанных в кодексе редакции 2022 года, что привело к росту индивидуальных налогов, в том числе для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, малый бизнес с годовым доходом менее 8 млн сомов, который ранее был освобожден от уплаты налогов, теперь опять обязали к налоговым выплатам в размере 1% от своей прибыли. Поправки предусматривают, что в ближайшие годы эта ставка вырастет.
Также значительно изменились условия работы горнодобывающих предприятий. Для компаний горнорудной сферы увеличили ставку налога на прибыль. В основном, это коснулось золотодобывающих предприятий.
И это далеко не полный список изменений в практически новый Налоговый кодекс, которые стали неприятной неожиданностью для предпринимателей Кыргызстана.
Недовольные законодательными изменениями рынки по всей республике стали очагами протестов. Торговцы яростно выступают против предстоящего введения обязательных кассовых аппаратов и отмены патентов с 1 января 2024 года. Участники митингов с различных рынков выразили недовольство и потребовали сохранения существующей системы, к которой уже привыкли. Трейдеры утверждают, что нововведения создают непонятные условия работы для бизнеса, нарушают устоявшуюся практику и ведут к финансовым потерям как для предпринимателей, так и для госбюджета. Уже сейчас митинги, распространившиеся за пределы Бишкека: продавцы рынков в Кара-Суу, Кара-Балте и Караколе присоединились к протесту, создают проблемы для деловой среды, потенциально препятствуя инвестициям и негативно влияют на экономику в целом.
Впрочем, кажется, эта не последняя волна протестов, которая прокатится по стране, учитывая, что на общественное обсуждение вынесены очередные поправки к Налоговому кодексу. Это произошло уже во второй раз в этом году, несмотря на наличие в нем положения, ограничивающего количество изменений в год. Такая норма была вписана для того, чтобы формировать и поддерживать в стране предсказуемую налоговую среду, поскольку частые поправки нарушают стабильность в существующем бизнес-сообществе и отпугивают потенциальных новых игроков.
Предложенные изменения касаются взыскания налоговой задолженности, оснований для налоговой регистрации налогоплательщика, увеличение ставок акцизного налога, а также проведения налоговых проверок в отношении компаний-должников.
Пока инициатива обсуждается, бизнес-сообщество недоумевает: сколько раз в течение одного года могут изменяться правила игры. Частые изменения законодательства, особенно в области налогообложения, повышают уровень неопределенности и рисков для предпринимателей и инвесторов, адаптирующихся к постоянно меняющимся нормативным актам.
Такая непоследовательность уже привела к серьезному оттоку прямых инвестиций из страны, падения за полгода составили почти 32%. Например, в производственном секторе наблюдалось почти трехкратное сокращение прямых инвестиций — с $382.6 млн в первом полугодии 2022 года до $130.3 млн за тот же период в 2023 году. Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве также резко сократились, сразу в два раза, с 907.8 млн сомов до 470.6 млн сомов.
Законотворческая непоследовательность негативно сказывается на инвестиционном климате страны, особенно для крупных инвесторов, которые выстраивают бизнес-стратегии на основе долгосрочного планирования. И если кабинет министров стремится улучшить бизнес-среду и сделать инвестиционный климат более привлекательным для крупных вкладчиков, то правительству, действительно, надо подумать о сокращении частоты внесения налоговых и законодательных поправок.
Сейчас многое зависит от того, будет ли в итоге принят запрет на изменения. Если президент Садыр Жапаров одобрит мораторий на внесение поправок в Налоговый кодекс, это подчеркнет приверженность правительства созданию стабильного и привлекательного инвестиционного климата.
Последствия этого решения могут проявиться довольно быстро, поскольку предсказуемость является ключом к привлечению международных инвесторов. Создавая более последовательный налоговый режим, Кыргызстан может сигнализировать иностранным инвесторам о том, что он является надежным местом для инвестиций и тем самым стать на мировой арене привлекательным выбором. Инвесторы отдают предпочтение странам, бюджетные системы которых поддаются прогнозированию, что позволяет им принимать обоснованные инвестиционные решения.
Примером могут стать такие страны как Швейцария, государства Балтии и другие. В этих регионах налоговое законодательство, как правило, не меняется в течение долго времени, что притягивает к ним огромные международные инвестиции.