Россия в обход санкций получает товары для ведения войны, в том числе через Кыргызстан — СМИ
Турецкий экспорт товаров военного назначения в Россию стремительно растет. Это вызывает беспокойство у США и их союзников, отмечает Financial Times.
По данным издания, ряд запчастей двойного назначения, определенных США и их союзниками как "высокоприоритетные" для ведения войны, транспортируются непосредственно в Россию, даже если они формально были предназначены для другой страны.
Только за первые девять месяцев 2023 года Турция экспортировала товары на сумму $158 млн в 45 категориях. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2022 года, когда началась полномасштабная война в Украине. Для сравнения средняя цифра за 2015-2021 годы составила всего $28 млн.
Указанные товары подпадают под экспортный контроль США, ЕС, Японии и Британии, но его можно обойти с помощью компаний, использующих структуры посредников, чтобы скрыть конечные пункты назначения. Импорт Турцией товаров высокого приоритета из стран G7 в этом году вырос более чем на 60% по сравнению с теми же периодами между 2015 и 2021 годами почти до $500 млн.
Причем здесь Кыргызстан
Для такого "засекречивания" оконченного покупателя активно используется Кыргызстан. И речь идет не только о Турции. Экспорт ряда государств ЕС в это азиатское государство резко вырос по сравнению с уровнем 2021 года: из Польши – на 2100%, Германии – на 1300%, Чехии – на 1200% и Венгрии – на 300%.
На самом деле — только скрытый экспорт в Россию. Данные подтверждаются тем, что, например, экспорт Германии в Кыргызстан увеличился гораздо сильнее, чем – по кыргызским данным – импорт из Германии. То есть часть товаров осталась в РФ, даже не заезжая физически в Кыргызстан, и это отражено в официальных данных.
В то же время, по информации Yle , финская компания HD-Parts экспортировала в Россию запчасти для грузовых автомобилей. Из Финляндии в Россию также вывозили грузовики уже во время полномасштабной войны в Украину.
В основном в РФ отправляли детали для шведских грузовиков Volvo и Scania. По данным финских журналистов, сама HD-Parts закупает запчасти непосредственно у заводов в Китае, Гонконге, Тайване и других странах. При этом у фирмы нет связей со шведскими автомобильными компаниями.
HD-Parts отрицает нарушение санкционных правил. Основатель и глава правления HD-Parts Лассе Линдквист заявил, что таможня проверяла и давала добро на каждую отправку в Россию. Он заверил, что имеет все необходимые документы. Линдквист при этом подтверждает, что не менее 3/4 оборота HD-Parts приходится на российский экспорт.
В то же время эксперт по санкциям Эрленд Бьердведт считает, что HD-Parts может быть крупнейшим западным поставщиком запчастей для грузовиков в Россию. А перечень запчастей, поступающих в РФ от финской компании, во многом соответствует списку товаров, запрещенных для ввоза в РФ.
Данные российской таможни показывают, что из Финляндии в Россию вывозили грузовики. Так, за время полномасштабной войны против Украины в России оказалось около десятка б/у грузовиков Scania и Volvo, а также полуприцепов других марок. Согласно таможенным данным, ими владела компания Idän Liikenteenvälittys IL из Лаппеенранта. Стоимость поставки составила сотни тысяч евро.
Генеральный директор Idän Liikenteenvälittys IL Ристо Риихимяки заявил, что якобы компания не нарушает санкции, а машины поставляются в страны Средней Азии. По данным таможни на август, из Финляндии в Казахстан и Кыргызстан было экспортировано почти 190 грузовиков. За 10 лет с 2002 по 2020 год этот показатель составлял лишь шесть грузовиков. Профессор, специализирующийся на российской экономике, Кари Люхто указывает, что грузовики имеют большое значение на войне. Он отмечает, что грузовики и запасные части являются важными товарами двойного назначения для России.