Компания "Авиа ФЭД сервис" за время войны между Украиной и Россией снабдила российскую авиапромышленность запчастями как минимум на 650 млн рублей. Большая их часть, на 370 млн, пришла из Украины, сообщает интернет-издание "Важные истории", специализирующееся на журналистский расследованиях.
По данным СМИ, ссылающегося на статистику таможенных служб, компания импортировала детали для ремонта самолетов Ан-124 производства Харьковского машиностроительного завода ФЭД почти на 120 млн рублей, запчасти для локационных станций вертолетов Ка-32 производства киевского завода "Радар" более чем на 67 млн, детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства "Мотор сич", продукцию киевского завода "Артем", Харьковского агрегатного конструкторского бюро, Волчанского агрегатного завода и других украинских предприятий примерно на 170 млн рублей.
После начала конфликта на востоке Украины главный поставщик "Авиа ФЭД сервис" — харьковский завод ФЭД – официально остановил все поставки в Россию. Это был серьезный удар для предприятия — на Россию приходилось около 70% продаж.
Российская компания "Авиа ФЭД сервис" была основана в 1993 году как представительство Харьковского машиностроительного завода ФЭД и, как писала украинская пресса, была аффилирована с топ-менеджментом завода. Нынешний директор компании Александр Решетник родился в Луганске, учился в Харьковском авиационном институте.
Клиентами "Авиа ФЭД сервис", согласно данным госзакупок, являются министерство обороны России, предприятия госкорпорации "Ростех" и президентский специальный летный отряд "Россия".
Еще до войны, в 2018 году, "Авиа ФЭД сервис" подпала под украинские санкции. Поэтому в 2022–2023 годах поставки ей шли не напрямую, а через зарегистрированную в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) компанию Linker. У компании есть сайт на нескольких языках, включая русский; там сказано, что она специализируется на поставках авиадеталей для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-32 "в любую точку мира".
Владельцем Linker на LinkedIn указан Алексей Пальчик. Как выяснили "Важные истории", этим человеком может быть уроженец Полтавы, выпускник Иркутского высшего военного авиационного училища Алексей Пальчик.
Linker получал украинскую продукцию, в частности, от "Мотор сич", чей директор Вячеслав Богуслаев в октябре прошлого года был задержан по подозрению в госизмене за "незаконные поставки товаров военного назначения для российской штурмовой авиации". На сайте родственной Linker компании Amis сказано, что компания — официальный представитель "Мотор сич" в ОАЭ и "имеет все необходимые разрешения и лицензии".
Причем здесь Кыргызстан?
Последняя поставка Linker в адрес "Авиа ФЭД сервис" была сделана, по имеющимся в распоряжении "Важных историй" данным таможни, в январе этого года. После этого поставки осуществлялись через компанию "Бакайторг1" из Кыргызстана, которая была зарегистрирована в апреле 2023 года.
Она успела продать "Авиа ФЭД сервис" продукцию ХМЗ ФЭД почти на 40 млн рублей. Директор и владелец "Бакайторга1" — Бакай Саадаев, выпускник Кыргызской государственной юридической академии.
"Важные истории" связались с владельцем Linker Пальчиком. Он сказал, что поставками в Россию не занимается.
"Не надо задавать мне вопросы… Компания Linker из Украины в Россию никогда ничего не поставляла и не поставляет", — ответил Алексей Пальчик.
На уточняющий вопрос, поставляла ли Linker товары для компании "Авиа ФЭД сервис", владелец компании заявил, что "отвечать не готов.
Директор "Авиа-Фэд-Сервис" Александр Решетник сказал "Важным историям", что продукция украинских заводов, которая поступила в адрес компании в 2022–2023 годах, была приобретена его компанией раньше, в 2020–2021 годах, и просто "лежала за границей". На вопрос, как это возможно в случае с поставками через "Бакайторг1", которая была зарегистрирована только несколько месяцев назад, он не ответил.
Представитель кыргызской компании "Бакайторг1" на связь с расследователями не вышел.