В Глобальном индексе инноваций WIPO (GII) 2022 года Кыргызстан занял 94-е место из 132. Почему эксперты говорят о результатах как о безусловном успехе страны, несмотря на относительно невысокую строку в рейтинге?
Согласно GII по трем направлениям — человеческий капитал, инфраструктура и уровень развития рынка, страна имеет показатели выше среднего по региону. И в отличие от большинства соседей, инновационную экономику в Кыргызстане стимулируют высокий уровень финансирования образования (7% ВВП), хорошее соотношение учащихся и преподавателей в системе образования (82 055 учителей на 1 357 408 учеников средней школы), темпы роста производительности труда (413% в добыче полезных ископаемых, 154.5 — в строительстве, 70.8% — в гостиничном и ресторанном бизнесе в 2017 году по отношению к 2010 году).
К слабым сторонам исследователи WIPO отнесли политическую нестабильность, отсутствие в стране университетов мирового уровня и крупных инвесторов в НИОКР, а также общие показатели диверсификации промышленности и высокотехнологичного производства.
Но, пожалуй, главное в перечне достижений Кыргызстана в последние годы — создание в стране основы для консолидации и системной поддержки инновационного сообщества с расчетом на будущее. При ведущих учебных и научных учреждениях появились инкубаторы и акселерационные программы. Успешно действует Инновационный центр при Кыргызпатенте. Очевидны перспективы амбициозного проекта Парка креативных индустрий. Благоприятно сказался на творческом потенциале страны и приток квалифицированных кадров из других стран на фоне войны в Украине. Кыргызстан сумел обеспечить им безопасные и комфортные условия жизни и работы.
Все это ускоряет как рост инновационных секторов экономики, так и процесс интеграции страны в международное сотрудничество в качестве ресурсного партнера.
Вполне оправданны ожидания исполнительного директора Союза предпринимателей Кыргызстана Эрлана Ерешеева:
«У нас большой потенциал, и интеллектуальный, и человеческий. Но чтобы развивать инновации, необходимо включение дополнительных умов. Сейчас как раз идет такой обмен опытом и знаниями с зарубежными партнерами, в том числе с инвесторами. Так что мы ожидаем серьезный скачок. Другое дело, что порой не хватает системного опыта строительства бизнеса».
Обращение к мировому опыту логично, когда у государства уже сложилось понимание необходимости и приоритетов нового экономического уклада. Попробуем разобраться, как чувствуют себя в Кыргызстане ключевые направления экономики знаний — «три кита»: цифровая трансформация общества, развитая система интеллектуальной собственности и цифровизация самой этой системы интеллектуальной собственности, на что из международного опыта советуют обратить особое внимание эксперты.
Интеллектуальная собственность
В докладе WIPO World Intellectual Property Indicators 2021 приводится общемировой рейтинг патентной активности. Кыргызстан занимает 89-е место по заявкам на патенты, 114-е — по заявкам на торговые марки и 77-е — по заявкам на промобразцы. Откровенно низкий уровень патентной активности, абсолютно не соответствующий потенциалу страны. А ведь связь между уровнем развития сферы интеллектуальной собственности и креативной экономики — прямая. Первые экономики мира — всегда лидеры рынка интеллектуальных прав, где создается, охраняется и коммерциализируется большее количество изобретений, промышленных образцов. Без эффективной системы интеллектуальной собственности инвестиции в инновации бесполезны. Это доказывает и соответствующий график GII — вложения в Кыргызстане в НИОКР не окупаются.
Несмотря на то что в Кыргызстане работают технологические компании мирового уровня, такие как Codify Динары Руслан или Sigma Software Solutions Медера Кутбидина уулу, им часто не хватает реальных проявлений благоприятной финансовой, регуляторной, институциональной среды.
Основатель Sigma Software Solutions признается, например, что его компания даже не пыталась регистрировать или депонировать какие-то из своих продуктов. Зато ИТ-стартап участвовал в программах поддержки, организованных Кыргызпатентом:
«В прошлом году мы участвовали в акселерационной программе, организованной ведомством, и выиграли 100 000 сомов. Правда, из-за того, что это государственная организация, получить средства было очень сложно».
По словам Медера Кутбидина уулу, для того чтобы инновационный бизнес развивался, нужны венчурные фонды, сейчас же получить финансирование сложно, потому что инвесторы хотят со стопроцентной вероятностью отбить вложения и при этом не рисковать.
«Давая $100 000, хотят получить залог стоимостью в $150 000», — сетует он.
Для сравнения: в Южной Корее стартапы могут решить проблему залога, предоставив банку в качестве обеспечения интеллектуальные права на свои разработки, креативные продукты, товарные знаки. Оценкой таких залогов занимается Корейское Ведомство Интеллектуальной Собственности (KIPO). Государство целенаправленно стимулирует кредитование малых и средних предприятий с таким обеспечением.
Если смотреть на всю мировую мозаику методов взаимодействия государства и бизнеса, то можно выделить основные поучительные тренды. В одних странах сфера интеллектуальной собственности более зарегулирована и подчинена административным регламентам, как в Японии, в других — скорее децентрализована, распылена по институциям, как в Южной Корее, где даже патентная экспертиза отдана на откуп аккредитованным научным и образовательным организациям. Но повсеместно, что стоит подчеркнуть и взять на вооружение Кыргызстану, тратят много сил и средств на насыщение рынка необходимыми технологиями. Развитые рыночные институты — сильная сторона Кыргызстана. Однако для того, чтобы в рыночные отношения оказались вовлечены нематериальные активы, необходимы, как показывает практика, не только институты, умение торговать, но и современная и, желательно, цифровая инфраструктура.
Цифровизация
Цифровизация стала обязательным условием перехода к инновационной экономике, уверен Эрлан Ерешеев:
«Если нет инфраструктуры, о каких изменениях может идти речь? Чтобы построить здание, нужно заложить фундамент. У нас много проектов по цифровизации госуслуг, государственного управления, разных сфер экономики. Мы развиваемся быстрее преуспевающих государств, потому что нам нужно успеть за всем, что происходит во внешнем мире».
Благодаря программе «Цифровой Кыргызстан-2040» реализованы проекты электронной торговой площадки, официального портала государственных закупок, системы электронного документооборота «Infodocs» и другие. Проблемой остается оптоволоконный интернет, которым охвачено только 38% населения. Да, 99% кыргызстанцев предпочитают мобильный интернет, в том числе высококачественный 4G, но не менее необходимый проводной интернет Кыргызстан пока получает из России и Казахстана. Хотя по проекту «Digital CASA-КР» планировалось проложить 600 км оптоволокна и обеспечить интернетом уже 60% населения. В частности, на это был израсходован $50-миллионный транш Всемирного банка ($25 млн – грант, $25 млн — беспроцентный кредит).
На горизонте — национальная сеть мощных дата-центров. В этом вопросе, к сожалению, кыргызстанские чиновники пока буксуют, выбирая между созданием «ручного» дата-центра под государственным контролем и строительством высокопроизводительного центра обработки данных в рамках инвестиционного проекта с привлечением профильной частной компании с серьезными вложениями.
Впрочем, так буксуют многие проекты в стране: команды управленцев меняются быстрее, чем удается реализовать проект, и каждый раз приходится начинать все заново. Стабильность здесь — залог движения. Однако уже сейчас Кыргызстан может похвастаться порталом открытых данных с полезными датасетами от министерств и ведомств.
Поучителен образец, или, лучше сказать, феномен Эстонии. За два года страна переместилась в рейтинге GII с 25 на 18-е место. В этой небольшой европейской державе ключевой акцент сделан на цифровом правительстве и диджитализации государственных услуг. Более 1600 государственных услуг оказывается в цифровой форме. Эстония одна из первых внедрила цифровое гражданство, в значительной мере цифровизировала «социалку», в стране было опробовано использование искусственного интеллекта даже в судебном процессе. От 20 до 30% граждан на выборах в национальный и европейский парламенты голосуют онлайн. Работа государственных ведомств координируется через цифровое решение X-Road. Теперь Эстония консультирует по вопросам цифрового развития на международном уровне. Среди клиентов — Казахстан и Кипр. В 2019 году именно эстонская Академия электронного управления наградил Кыргызстан за внедрение системы обмена данными «Тундук».
Цифровизация сферы интеллектуальной собственности
Если «цифра» как инфраструктура инновационной экономики востребована для системы государственных услуг, автоматизации бизнес-процессов, подготовки управленческих решений, то в сфере интеллектуальной собственности она приобретает критическую значимость. Исторически сложилось так, что в Кыргызстане именно национальное патентное ведомство играет ключевую роль в развитии креативных индустрий и инновационной экономики. Ввиду отсутствия в стране обществ по коллективному управлению правами Кыргызпатент занимается не только промышленной собственностью и товарными знаками, как большинство аналогичных ведомств в мире, но и авторскими и смежными правами. Более того, Кыргызпатент самостоятельно собирает и распределяет авторское вознаграждение.
Разумеется, все эти полномочия было бы невозможно должным образом реализовать без использования современных цифровых инструментов. Так, для сбора и распределения вознаграждения в Кыргызпатенте используют программное решение «Гиперграф», созданное Евразийской конфедерацией обществ правообладателей (ЕАКОП). Это означает, что авторы и правообладатели имеют постоянный доступ к сведениям о статистике и начислениях по своим произведениям, а пользователям не нужно самостоятельно составлять отчеты — они генерируются автоматически.
Фонды Государственной патентно-технической библиотеки при ведомстве в последние четыре года были оцифрованы и систематизированы. Сегодня провести патентный поиск можно, просто зарегистрировавшись на Государственном портале электронных услуг КР. В общей сложности на портале примерно 17 услуг, касающихся интеллектуальной собственности.
Информационно-поисковая система Кыргызпатента предоставляет возможности изучить базы данных изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, НМПТ и других объектов. Качественное ведение реестров и работа с пользовательскими запросами возможны за счет системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», к которой подключен Кыргызпатент.
Безусловно, Кыргызпатенту есть к чему стремиться в области цифровизации. Достаточно сказать, что согласно отчетам ведомства в электронной форме пока подается порядка 4,36% заявок, а для поиска доступно не так уж много патентной информации. Тем не менее у страны есть мощное преимущество — государственная программа развития интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызской Республики на 2022–2026 годы не только декларирует необходимость законодательных и институциональных изменений, корректировки административных регламентов, но и фиксирует важнейшую роль цифровых сервисов в акселерации оборота интеллектуальных прав, их коммерциализации и внедрении инноваций.
Речь идет и об использовании цифровых платформ, которые станут местом встречи правообладателей и потенциальных пользователей контента, позволят авторам самостоятельно управлять правами на свои произведения. И об электронных патентных заявках, в которых могли бы применяться 3D-модели. И об использовании элементов искусственного интеллекта в экспертизе патентных заявок. Это не говоря о том, что согласно плану до 2026 года все коммуникации заявителя с ведомством должны быть переведены в цифровую форму.
Зариф Худайбердиев, директор Представительства Асcоциации IPChain в КР:
«Утвержденная Правительством КР Программа развития ИС и инноваций заложила очень серьезную основу для дальнейшей работы. Однако создание самых современных цифровых сервисов для ИС требует не только активного вовлечения участников рынка, но и создания доверенной инфраструктуры обмена данными о правах и объектах интеллектуальной собственности. Представительство IPChain в КР совместно с Кыргызпатентом с 2021 года занимается формированием сети узлов для такой инфраструктуры на базе технологии блокчейн».
Тем не менее есть и очевидные проблемы. При всей своей прогрессивности Кыргызпатент — государственный орган, а не рыночный игрок. Он не может в директивном порядке создать в стране рынок интеллектуальных прав. Рынок появится лишь тогда, когда права на результаты творческой деятельности будут должным образом оценены и вовлечены в экономический оборот. Как только интеллектуальная собственность «заработает», ею заинтересуются и банки, и венчурные фонды, и сами компании, зачастую не спешащие выявлять свои нематериальные активы. Когда интеллектуальные права легко приобрести, передать на условиях лицензии, монетизировать на цифровой платформе, учесть на балансе предприятия и так далее, они становятся различимы и для кредитных организаций. Вспомним Южную Корею, Китай, Австрию, Канаду, где банковские кредиты под залог интеллектуальных прав успешно питают креативную экономику.
Для того чтобы этот рынок возник, необходимо, среди прочего, развивать негосударственные цифровые сервисы. Подобные инструменты уже несколько лет применяются в самых разных странах от Грузии до КНР. Это могут быть биржи интеллектуальной собственности, краудинвестинговые платформы, депозитарии контента или плееры фоновой музыки для коммерческих пространств. Цифровая инфраструктура расширяет доступ к рынку, позволяет новым игрокам оборачивать свои активы. Такими игроками, к слову, могут стать и государственные организации: библиотеки, музеи, университеты, НИИ. Чем больше сделок совершается на рынке, тем выше капитализация интеллектуальных прав. Быть может, хотя бы одна-две крупные инвестиции такого рода дали бы инновационной отрасли позитивный сигнал.
Наконец, мощное ускорение индустрии могло бы придать качественное деловое образование, раскрывающее экономическую природу интеллектуальной собственности, дающее представление о том, как она работает в креативных отраслях экономики. Подобные задачи могут решаться как интеграцией специфических образовательных модулей в программы вузов, так и в формате дополнительного образования.
Когда эти задачи будут решены, у Кыргызстана обязательно все получится.