Аэропорт «Манас» давно нуждается в реконструкции. В конце сентября 2022 года кабинет министров должен был объявить конкурс на реализацию проекта по модернизации аэропорта. Уже подписали соглашение с Международной финансовой корпорацией (IFC) и привлекли инвесторов, но кабмин до сих пор ничего не объявил. Что потеряет Кыргызстан в случае отказа от открытого конкурса?
Мечта о крупном хабе
Осенью 2021 года Министерством экономики и коммерции КР и IFC было подписано соглашение о предоставлении финансовых и консультационных услуг по проекту государственно-частного партнерства (ГЧП). Что ожидалось от потенциальных инвесторов?
- Сделать из аэропорта «Манас» крупный региональный хаб Центральной Азии;
- Привлечь в качестве инвестиций не менее $400 миллионов;
- Увеличить пассажирооборот с 2.1 млн. человек до 9 млн;
- Реконструировать взлетно-посадочную полосу;
- Заменить старое оборудование, чтобы решить проблему посадки в условиях тумана;
- Повысить безопасность и улучшить инфраструктуру аэропорта.
В рамках проекта должен был состояться конкурс среди инвесторов, готовых вкладываться в модернизацию. Делом заинтересовались компании из Германии, Франции, Турции, Кореи, Малайзии, Индии и Аргентины.
«Они будут соревноваться и предлагать самые привлекательные условия для государства», – сообщил глава центра ГЧП Санжар Болотов.
Аэропортовый сбор в $15 будет получать ОАО «МАМ», благодаря чему появится возможность содержать остальные региональные аэропорты.
Главное: согласно предварительному анализу, в случае успешной реализации проекта прибыль «Манаса» увеличится, доверие крупных международных инвесторов возрастет. Но кабмин молчит.
Бишкек, Ташкент или Алматы
Самарканд и Алматы уже заключили договоры с международными инвесторами по модернизации своих аэропортов, Ташкент – следующий в очереди.
Из этого важно одно: в случае промедления и отказа от сотрудничества с IFC, аэропорт «Манас» не станет крупным региональным хабом. Эту возможность получат аэропорты Алматы или Ташкента.
Но это не все потери.
- В течение трех лет Кыргызстан не вправе использовать разработанный для него ТЭО;
- Проект приостановят, а инфраструктура аэропорта продолжит устаревать;
- Крупные инвесторы перестанут доверять нашей стране;
- В случае отказа Кыргызстан должен возместить расходы IFC в размере $1.2 млн;
- Пассажирооборот не изменится, прибыль не увеличится.
Открытая или закрытая сделка
По словам и. о. руководителя UNECE Тони Бонничи, главное преимущество открытого конкурса – прозрачность и предотвращение коррупции. Он подчеркнул, что в случае открытого конкурса стоимость проекта будет ниже и население получит прибыль. А еще это зарекомендует Кыргызстан, как надежного и привлекательного партнера на международной арене.
«Этот проект должен получить согласование на свою реализацию от общества, и мы на этом настаиваем», – сказал Бонничи.
Он так же отметил, что закрытая сделка может обернуться коррупцией и подрывом авторитета страны.
Молчание кабмина
Летом 2022 года депутат Жанар Акаев на заседании Жогорку Кенеша сообщил, что кабмин без конкурса планирует передать аэропорты Оша и Бишкека турецкой компании YDA Insaat на 39 лет. Компания планировала инвестировать $557 млн в проект. По словам Акаева, это убыточное дело.
«Аэропорт дает каждый год $50 миллионов, ежегодный рост — 5%. Мы просто так будем платить $207 миллионов процентов турецкому банку», – отметил депутат.
Через некоторое время кабмин отказался от сотрудничества с YDA Insaat, объяснив, что сделка не отвечает полностью интересам страны. После этого ведомство замолчало.
В сентябре глава Международного совета Аскар Сыдыков поторопил кабмин с решением. Он напомнил, что проект станет драйвером для развития туризма и логистики.
«В случае его успешной реализации ожидаются повышение доверия международных финансовых институтов, других организаций и инвесторов в целом, а также большой толчок к реализации других крупных ГЧП-проектов», – рассказал Сыдыков.
Позже депутат Шайлообек Атазов сообщил, что аэропорты Бишкека и Оша тайно сдают в аренду.
«Мы в прошлый раз говорили, что нельзя сдавать в аренду аэропорты. Вроде отменили эти сделки. Но потом чуть ли не под покровом ночи все же идут переговоры», – возмутился депутат.
Терпение IFC
Представители IFC сообщили, что с их стороны все готово, и они ожидают решение кабмина. Они так же напомнили, что победителем конкурса станет инвестор, который предложит наибольшую долю. А плата ГЧП аэропорту будет в виде доли от выручки.
Неутешительные последствия
Аэропорт «Манас» — лучший претендент на статус крупного регионального хаба. Это обусловлено хорошими погодными условиями и выгодным географическим расположением Бишкека. Единственный минус, который есть сейчас, – устаревшая инфраструктура аэропорта. Эта проблема близилась к разрешению, когда мы подписали соглашение с IFC, но снова застопорилась – благодаря молчанию Кабинета министров.
В случае закрепления за «Манасом» статуса востребованного хаба, доходы от перелетов увеличатся. На них мы сможем поддерживать остальные аэропорты страны, которые тоже нуждаются реконструкции.
Но пока все это – мечты и, возможно, несбыточные. Конкуренты «Манаса» — аэропорты Алматы и Ташкента. Они уже находятся на стадии модернизации, и это вопрос времени, когда кто-либо из них потеснит наш аэропорт.
Последствия отказа от сотрудничества с IFC предсказуемые, но неутешительные. Во-первых, в качестве санкций мы не сможем в течение трех лет применять разработанный для нашего аэропорта ТЭО. За это время аэропорты Алматы, Самарканда и Ташкента значительно продвинуться в реконструкции и, возможно, станут хабами.
В свою очередь, мы не воспользуемся преимуществами нашего географчиеского положения, и все будут пролетать мимо Кыргызстана в аэропорты Узбекистана или Казахстана. «Манас» продолжит устаревать. Деградация аэропорта приведет к снижению пассажирооборота и, соответственно, туризма.
«Манас» останется маленьким неприглядным аэропортом с устаревшим оборудованием и взлетно-посадочными полосами.