Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

Конфликт на границе и железная дорога. Как Кыргызстану не дают выйти из экономического тупика

Конфликт на границе и железная дорога. Как Кыргызстану не дают выйти из экономического тупика

Конфликты на границе Кыргызстана и Таджикистана – история давних лет и неподеленной границы, о которой власти все никак не могут договориться.

Однако события последних дней, а именно вторжение военных Таджикистана на территорию Кыргызстана, в этот раз произошли как-будто бы без почвенно. Все предыдущие разы поводом для конфликта являлись какие-либо действия или провокации с какой-либо стороны. А на этот раз конфликт начался сразу с вторжения и приобрел более серьезные масштабы.

Как и почему это может быть связано с недавними политическими событиями, разбираемся вместе.

Коротко о главном

Важнейшим событием для Центральноазиатского региона в эти дни стал саммит ШОС, проходящий в эти дни в Самарканде. В рамках данного мероприятия было подписано нескольких очень значимых документов о сотрудничестве.

Один из которых – Соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» на участке на территории Кыргызстана.

Этот проект обсуждается еще с 90-х годов, однако окончательных решений по началу реализации так и не было принято. Соглашение, подписанное в Самарканде является по сути историческим событием, несмотря на то, что это пока еще только соглашение. До этапов реализации проект дойдет еще не скоро. Однако соглашение уже означает готовность и заинтересованность сторон в реализации проекта.

Почему это важно?

Железная дорога свяжет Восток и Запад более коротким и более выгодным всем путем и изменит структуру евразийской транспортной сети. Китай и Узбекистан смогут практически напрямую вести торговлю, а Кыргызстан станет своеобразным мостом, который будет связывать Юго-Восточную, Западную Азию и страны Ближнего Востока.

Ветка стартует в КНР, пройдет через территорию Кыргызстана и Узбекистана, а далее магистраль будет связана с путями в Туркменистан или Казахстан. Оттуда груз можно будет доставлять в порты на Каспии, что позволит пересылать груз в Европу быстрее, чем сейчас. В перспективе также планируется ответвление на Ближний Восток и к Индийскому океану.

Что это даст Кыргызстану?

Этот проект может стать значимым для Кыргызстана и поможет открыть новые торговые рынки и ослабить зависимость от действующих торговых партнеров – России и Казахстана. На сегодняшний день основная часть грузов в Кыргызстан из Китая поступает через Казахстан, а затем в Россию.

Путь длинный, для экспортеров и импортеров является очень неудобным, особенно если учесть, что торговые партнеры частенько используют данный маршрут как инструмент политического воздействия. Перевозчики на постоянной основе жалуются на то, что их грузы часто задерживают на границах с Россией или Казахстаном.

Данный маршрут сможет обеспечить доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, в том числе Турцию и далее в Евросоюз.

Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов.

Где связь?

Прямой связи между событиями на юге Кыргызстана и соглашением по строительству новой железной дороги нет. Однако можно провести параллели на основе статистических данных.

Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером. По итогам прошлого года показатели стали рекордными за последние 8 лет. За пять лет показатели выросли вдвое. Согласно данным, объем взаимной торговли двух стран в прошлом году составил $2.5 млрд, прибавив 46.6% к 2020 году.

На втором месте после России среди партнеров стоит Китай. Такие данные содержатся в статистике Нацстаткома. Товарооборот между странами составил $1.5 млрд.

Понятно, что новая железная дорога не только укрепит торгово-экономические отношения между Кыргызстаном и Китаем, но и откроет для Кыргызстана новые, неосвоенные, но очень перспективные рынки Азии, которые наконец-то позволят Кыргызстану выйти из торгового тупика и стать по-настоящему независимым игроком в экономическом пространстве региона.

Ad coverAd cover