В Кыргызстане не первый год предлагают создать по примеру Парка высоких технологий Парк креативных индустрий, который позволит развивать креативную экономику. А в последнее время эту тему активно продвигают на государственном уровне.
Так, на прошлой неделе президент Садыр Жапаров поручил кабмину утвердить концепцию развития креативной экономики, а также создать Парк креативных индустрий. Эксперты на круглом столе, организованном Economist.kg, рассказали, каким хотят видеть парк и зачем он нужен Кыргызстану.
По образу и подобию ПВТ
Одна из разработчиков законопроекта о Парке креативных индустрий, эксперт Программы по инновационной политике Ольга Колдасова отмечает, что документ создавался по примеру Парка высоких технологий. Парк креативных индустрий — это не свободная экономическая зона и не какое-то физическое место. Это специальный налоговый режим.
«Мы говорим государству честно: представители креативных и так не платят вам налоги, вы от них абсолютно ничего не получаете. Если вы хотите вывести их на поверхность, сделать налогоплательщиками, давайте дадим им возможность зарегистрироваться и работать, представлять налоговую отчетность, но не платить в течение определенного периода, после чего они будут постепенно встраиваться в налоговый режим», — сказала она.
По словам Колдасовой, так государство получит, во-первых, статистику по креативному бизнесу, во-вторых — хороший доход от налогоплательщиков, которые будут больше заинтересованы работать по белому.
С некоторыми изменениями
Основатель сети коворкингов Ololo Данияр Аманалиев добавил, что главное, на чем настаивает сектор — это послабления по отчислениям в Соцфонд, исключение требования экспорта, а также частное управление парком.
«Если вы креативная компания, у вас 60-70% расходов составляют зарплаты. Если вы с этих зарплат будете платить 27% Соцфонду, вы просто не сможете работать. Если отчисления в Соцфонд будут как в Парке высоких технологий — 2500 сомов с человека — будет возможность и платить деньги государству и быть конкурентоспособными», — пояснил он, подчеркнув, что и налоги должны быть разумными.
Кроме того, многие начинающие компании — архитектурные студии, музыканты, театры, обучающие организации — генерируют всю выручку в Кыргызстане. Это не делает их продукты ненужными, поэтому очень важно, чтобы в Парке креативных индустрий не было требования экспорта. Это также важно для продуктовых IT-компаний, которые создают свои компьютерные игры, программы, считает Аманалиев.
«Мы добиваемся, чтобы управление Парком креативных индустрий было в частных руках. Не как в Парке высоких технологий, где основную часть наблюдательного совета составляют госслужащие. Госслужащих трудно вылавливать. Многие крупные решения ПВТ не принимаются просто потому, что не получается всех собрать. Государство в Парке креативных обязательно должно быть, но основную часть должны составлять представители частного сектора», — добавил предприниматель.
Зачем Кыргызстану креативная экономика?
В сельском хозяйстве и промышленности чудес не бывает, чудеса бывают в нематериальной экономике, говорит Аманалиев.
«Например, Дина Руслан основала две IT-компании, каждая их которых оценивается в более $1 млн. Представить, что какая-то маленькая компания, основанная одним человеком с $10-15 тысяч, через два года существования превратится в две компании с такой стоимостью в сельском хозяйстве невозможно», — сказал он.
По словам предпринимателя, в Кыргызстане сейчас больше 10 компаний в креативной сфере, которые оцениваются в более $1 млн. В основном, это IT-компании. «У Кыргызстана есть особый шанс. Кыргызстан очень свободная страна, очень молодая страна, 57% населения в возрасте 29 лет и младше. Кыргызстан — это страна, которой креативная экономика необходима, потому что у нас нет доступа к морям», — считает предприниматель.
«У нас нет возможности отправлять товары самым дешевым способом. Когда мы шьем рубашку в Кыргызстане и хотим отправлять ее в Лондон, может быть мы шьем ее за £3, но отправляем за £20. Поэтому все материальные продукты, которые Кыргызстан производит — будь это яблоки, пшеница или рубашка — отправлять очень и очень дорого. Нематериальные вещи прекрасны тем, что их можно отправлять их по всему миру», — отметил Аманалиев.