Бизнес-омбудсмен Робин Орд-Смит выпустил рекомендации, в которых указал на слабые места законопроекта «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц». Их набралось немало.
Нет определения понятия «легализация активов»
В законопроекте отсутствует определение понятия «легализация активов». Бизнес-омбудсмен рекомендует предусмотреть его для ясности при толковании законопроекта.
Размеры декларационного порога и платежа вызывают большие вопросы
Декларационный порог составляет 100 млн сомов, декларационный платеж — 1 млн сомов независимо от суммы, превысившей декларационный порог. При этом общая ставка подоходного налога, к примеру, составляет 10%, так, что налог пропорционален доходам налогоплательщика.
Возникает вопрос, на каком основании установлены данные размеры декларационного порога и платежа и насколько они объективны и обоснованны.
Кроме того декларационный порог превышает понятие «особо крупный размер», установленное Уголовным кодексом для соответствующих видов преступлений, при котором наказание за преступление является более строгим.
С учетом изложенного необходимо учитывать вопрос восприятия законопроекта общественностью. У добросовестных граждан могут возникнуть сомнения, в чьих интересах законопроект разработан – в интересах государства и общества либо в интересах лиц, скрывших свои активы.
Оценку декларируемого имущества можно брать с потолка
Стоимость активов определяется декларантом самостоятельно и проверке не подлежит. В данном случае возникает вопрос, насколько объективной и справедливой будет оценка имущества, и на каких документах и информации она будет основана.
Соответственно, существует риск того, что декларант будет заинтересован оценить активы до декларационного порога во избежание обязательства уплатить декларационный платёж.
Недоступность специальных деклараций
Согласно законопроекту, заверенные копии специальной декларации остаются только у декларанта. Возникает вопрос, как доказать факт добровольного декларирования, если декларации будут уничтожены, а декларант потеряет специальную декларацию.
Кроме того, госорганы, в том числе суды, не вправе требовать и получать доступ к специальной декларации. Разглашение информации, содержащейся в декларации, будет возможно только по добровольному волеизъявлению декларанта. При этом согласно Конституционному закону «О статусе судей КР», информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, обязательны к предоставлению по требованию судей.
Риск легализации преступных доходов
Бизнес-омбудсмен рекомендует рассмотреть дополнительные виды преступлений, на которые законопроект не будет распространяться.
- Сейчас он не распространяется на лиц, находящихся в уголовном розыске за совершение деяний, касающихся законности приобретения, использования либо распоряжения активами, за совершение финансирования террористической деятельности, за извлечение доходов вследствие осуществления торговли людьми, бандитизма и оборота наркотических средств.
- При этом статья 6 предусматривает, что декларанты и номинальные владельцы активов освобождаются от уголовной ответственности при совершении любых видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, за исключением случаев финансирования террористической деятельности.
- Кроме того, декларант освобождается от обязанности предоставления информации об источниках происхождения своих активов, за исключением случаев расследования финансирования террористической деятельности, торговли людьми, бандитизма, оборота наркотических средств.
Существуют средства, добытые незаконным путем в области уголовной (торговля наркотиками и оружием, преступления против личности) и экономической (мошенничество, хищение государственных средств) ответственности, которые, как утверждают специалисты, не рекомендуется легализовывать. Это может нанести ущерб внутренней стабильности государства и его имиджу на международной арене.
Международные обязательства КР
Бизнес-омбудсмен рекомендует рассмотреть законопроект на соответствие международным обязательствам КР. По его мнению, следует учитывать:
- Конвенцию ООН против коррупции от 10 декабря 2003 года
- Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года
- КР является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая является ассоциированным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
Соответствие Конституции и законодательству
Бизнес-омбудсмен рекомендует рассмотреть законопроект на соответствие Конституции и законодательству, а также обсудить его с заинтересованными лицами, включая Антикоррупционный деловой совет (АДС) и Госфинразведку. Следует учитывать:
- Статью 4 Конституции, по которой государственная власть в КР основывается, в том числе, на принципе запрета государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействие), создающие условия для коррупции
- Закон «О противодействии коррупции»
- Государственную стратегию по противодействию коррупции и ликвидации ее причин в КР на 2021-2024 годы
- Закон «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
Порядок разрешения коллизий между законопроектом и другими законами
Бизнес-омбудсмен рекомендует привести законопроект в соответствие с законом «О нормативных правовых актах КР».
Согласно части 13 статьи 6 законопроекта, если имеются противоречия между законопроектом и другими законами, применяется положение законопроекта. При этом иерархия нормативных правовых актов предусмотрена статьей 6 Закона об НПА. Таким образом, несмотря на положение законопроекта, при наличии противоречий будет применяться нормы закона об НПА.
Отсутствие цели пополнения государственного бюджета
Бизнес-омбудсмен рекомендует указать пополнение государственного бюджета одной из целей законопроекта, а также указать сумму ожидаемого пополнения от легализации активов. Законопроект в статье 1 не включает цель пополнения государственного бюджета.
Привлечение средств в экономику
Бизнес-омбудсмен рекомендует рассмотреть механизмы для привлечения денежных средств в экономику, в том числе путем размещения их в местных банках. Законопроект в статье 1 предусматривает увеличение инвестиций в экономику как одну из целей, при этом не уточняет механизмы привлечения инвестиций.
Кроме этого, учитывая, что до декларационного порога декларант не уплачивает декларационный платеж, а при декларировании сверх декларационного порога декларационный платеж фиксированный, возникает вопрос гарантии того, что соответствующие активы будут добросовестно задекларированы. Не исключается возможность так называемого «пустого» декларирования активов (или декларирования на будущее), когда декларант может задекларировать несуществующий актив, который он, возможно, получит в будущем. Таким образом, в случае недобросовестного декларирования цель законопроекта по привлечению денежных средств в экономику может быть не достигнута.
Например, в Грузии и Казахстане при легализации активов предусматривались условия размещения денежных средств в местных банках. Действующий закон «О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами» предусматривает для декларанта возможность приобрести государственные ценные бумаги с соответствующей доходностью.
Независимость государственных гарантий от возврата активов
Согласно законопроекту, предоставление гарантий не зависит от возврата декларантом своих активов в КР. При этом целью законопроекта является привлечение инвестиций в экономику.
Если гарантии не будут зависеть от возврата декларантом своих активов в КР, то цель законопроекта по привлечению инвестиций может быть не достигнута, считает бизнес-омбудсмен.
Отсутствие уголовной ответственности госорганов за нарушение гарантий, установленных законопроектом
Госорганы и должностные лица за нарушение установленных гарантий несут уголовную и/или иную ответственность, однако в проекте поправок в Уголовный кодекс предусмотрена ответственность только за разглашение сведений, содержащихся в специальной декларации. При этом уголовная ответственность за нарушение установленных законопроектом гарантий, в том числе при незаконном уголовном преследовании декларантов, отсутствует.
Запрет на публикацию деклараций чиновников
Предлагается исключить полномочие органов Налоговой службы публиковать данные о доходах, расходах и имуществе чиновников и их близких родственников.
Однако необходимо отметить, что, учитывая, что чиновники осуществляют деятельность в интересах государства и общества, сведения об их доходах, расходах и имуществе должны быть открытыми и доступными, считает бизнес-омбудсмен.