Акциз на энергетики. Разбираемся, почему он может привести к их удорожанию и увеличению контрабанды

Новая редакция Налогового кодекса республики вызвала много споров и вопросов у общественности. Активное сопротивление получено от внедрения контроль-кассовых машин. Однако за шумом вокруг ККМ – незамеченным остался еще один спорный пункт Кодекса – введение акцизного налога на энергетические напитки.

Эксперты отмечают, что введение акциза на тонизирующие безалкогольные напитки в Кыргызстане не только приведет к их резкому удорожанию, но и поспособствует развитию серого импорта.

«У наших соседей нет акциза на тонизирующие напитки. Соответственно, перетоки будут с Узбекистана на юг, с Казахстана на север. Конечно, Кабмин говорит что будет бороться с незаконным ввозом. Но, до текущего момента, реальных шагов по борьбе с незаконным ввозом товаров мы так и не дождались.
Все действия правительства предпринимаемые в этом направлении только ухудшают положение. От добросовестного предпринимателя требуется все больше и больше документов, все больше и больше барьеров, а незаконный ввоз спокойно идет», — отмечает глава Ассоциации поставщиков КР Гульнара Ускенбаева.

По ее словам, определенное увеличение поступления налогов ожидается, но не в тех объемах, на которые рассчитывают.

Новые нормы в Налоговом кодексе

Вопрос о введении нового налога на тонизирующие напитки поднимается еще с прошлого года, при этом до сих пор не проведены финансово-экономические расчеты и уровень воздействия акциза на рынок.

«Новый акциз уже включен в Налоговый кодекс. Но по нему только сейчас фактически начинается процесс общественного обсуждения. Мы не берем вопрос вреда и пользы таких напитков, только говорим о технической стороне. На сегодня есть неясности с определением, что такое тонизирующие напитки. Не разработаны соответствующие межгосударственные стандарты ЕАЭС. Кроме того, ни в одной из стран союза в настоящее время нет акциза на этот вид товара», — утверждает заведующий сектором правового обеспечения Международного делового совета Жанабиль Давлетбаев.

Итак, согласно постановления Кабмина от 22 февраля 2022 года за номером 94, ставка нового акцизного налога будет увеличиваться постепенно.

Так, с 1 января по 30 июня 2022 года – ставка будет равна нулю. Затем, во втором полугодии – за один литр нужно будет платить 10 сомов. С первого января 2023 года ставка вырастит до 20 сомов. А в 2024 году и далее будет 30 сомов за литр.

Нет четких требований и стандартов

До сих пор существуют неясности в определении тонизирующих энергетических напитков.

В законе КР “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” и в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 021.2011 “О безопасности пищевой продукции” говорится о количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта.

Кто и как определяет это количество?

Нет четких требований «к достаточному уровню некофейиновых компонентов», после которого напиток считается тонизирующим.

К тому же, до сих пор не разработаны соответствующие межгосударственные стандарты ЕАЭС. Устаревшие ГОСты не отвечают требованиям актуальности.

К примеру, ГОСты республики регламентируют требования только по содержанию кофеина: Кофеин, мг/см³ 0,151-0,400.

Тогда как принятые в Кыргызстане ГОСТы РФ имеют разные требования по физико-химическим показателям энергетических напитков:

Таким образом, перед введнием акциза необходимо привести национальное законодательство в соответствие с требованиями и нормами ЕАЭС и утвердить соответствующие межгосударственные стандарты.

За чей счет банкет?

Поспешно принятое решение растроило планы многих компаний, ведь многие предприниматели уже успели заключить договора без учета акциза.

“Мы сейчас эту партию в больших объемах завезем, а как быть дальше – не знаем. Возможно прекратим – невыгодно. Возможно, пойдет завоз контрабандным путем. У них цена будет естественно ниже, а мы не сможем с ними конкурировать, — делится один из предпринимателей.

Как он посчитал, когда ставка дойдет до 30 сомов, за 19 тонн напитка (столько вмещается в один грузовой автотранспорт) им придется платить $7 тысяч только за акциз, не считая остальные виды налогов.

В итоге, бремя уплаты налогов ляжет на плечи самих потребителей.

В обществе, видимо еще силен стереотип о вредности тонизирующих напитков. Начальник управления налоговой политики Минэкономики КР Кубанычбек Ысабеков указал, что одной из причин, почему они поддержали ввод акциза – стало негативное влияние на здоровье молодежи. Видимо полагая, что подорожание снизит потребление.

Если рассматривать вопрос с точки зрения влияния на здоровье – то да. Они вредны, настолько – насколько вредны кофе, чай, соль, сахар – если употреблять их в немеренном количестве. И превышать суточную норму — более двух банок.

В независимости от отношения к безалкогольным тонизирующим напиткам ясно одно – спрос на них есть. Люди пьют, а для чего – это выбор каждого человека и тема отдельного разговора.

Вопрос в другом. Пытаясь искусственно увеличить цену, чтобы люди стали меньше пить, а если продолжат пить – то получить больше выгоды для бюджета, не потеряем ли мы тот объем налогов, который сегодня стабильно поступает в казну?

И не повторится ли печальный опыт, который уже был с алкогольным напитком “Ягуар”. Когда при увеличении акциза с 70 сом/л до 200 сом/л , количество продаваемой продукции резко снизилось с 70 000 тыс банок в месяц до 7000 банок в месяц. И в итоге наоборот, составило недополучение налогов в госказну.

По словам экс-замминистра экономики КР Эльдара Абакирова, “обычно, когда увеличивают ставку налога, компании либо уходят в тень, либо – приостанавливают работу”.

«Что касается импортеров, то они тоже могут начать контрабанду. Или прекратятся поставки извне и появятся их заменители», — говорит экс-замминистра.

Люди, которые пьют тонизирующие напитки, вряд ли откажутся из-за их подорожания. А когда есть спрос – найдутся и те, кто этот спрос будет удовлетворять. Даже незаконным способом.

А мы помним, что заявленная концепция разработки Налогового кодекса должна упрощать систему налогооблажения, сокращать теневую экономику и облегчать налоговое бремя.