Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

Что такое неформальная экономика и чем она опасна. ОБЗОР

Что такое неформальная экономика и чем она опасна. ОБЗОР

Работа без договора, зарплата в конвертах, отсутствие соцзащиты, нарушение правил техники безопасности, нерегламентированный рабочий день, тяжелые условия труда — все это только небольшой список того, что относится к неформальной экономике. Это явление, которое в той или иной степени присутствует во всех странах мира, и Кыргызстан в этом случае не исключение.

По данным Нацистаткома, в 2019 году уровень неформальной экономики составлял 23.5% к ВВП или 145 млрд сомов. По другим данным, этот уровень может доходить до 50% к ВВП, а пандемия COVID-19 могла еще ухудшить ситуацию.

При этом по сравнению с 2015 годом уровень неформальной экономики немного снизился, и в целом по этому показателю КР не входит в число государств – «лидеров», тем не менее, проблема является одной из важнейших для экономики, так как напрямую связана с развитием страны и функционированием бизнеса.

Неформальная экономика в КР, данные с сайта НСК:

В 2015 году страны – члены МОТ, обеспокоенные уровнем неформальной экономики и ее влияния на социально-экономическое развитие государств, приняли Рекомендацию 204 «О переходе от неформальной к формальной экономике«.

«Неформальная экономика — это не только проблема «черных» зарплат или невыплаты налогов, это комплексное явление, и оно, как определяет Международная организация труда, «относится ко всей экономической деятельности работников и экономических единиц, которые в силу законодательства или на практике вовсе не охватываются или охватываются не в полной мере формальными отношениями».

Данный документ не предусматривает ратификации, но он содержит ряд важнейших рекомендаций по переходу к формальной экономике, связанных со стратегической деятельностью государств, изменению и соблюдению законодательства, что позволит обеспечить условия для благоприятного развития бизнеса, защиту прав граждан в сфере труда, доступ к услугам, создать и поддерживать достойные условия труда.

Рекомендация не охватывает противозаконную деятельность, в частности, оказание услуг или производство, продажу, обладание или пользование товарами, запрещенными законом, включая производство и незаконный оборот наркотиков, незаконное производство оружия и торговлю им, торговлю людьми и отмывание денег.

Значение рекомендации 204

Первый международный стандарт, обеспечивающий нормальную базу и основу для развития:

  • Делает акцент на неформальной экономики во всей ее полноте и разнообразии.
  • Дает четкое представление и практические рекомендации по выходу из неформальной экономики и переходу к формальной экономике с помощью комплексных стратегий.
  • Рекомендация принята на основе прочного трехстороннего консенсуса (правительства, работодатели и работники).

В Рекомендации 204 признается, что широкие масштабы неформальной экономики:

  • Являются основной проблемой в плане реализации прав работников и достойных условий труда.
  • Негативно сказываются на развитии предприятий, государственных доходах, сфере деятельности правительства, прочности учреждений и справедливой конкуренции на национальных и международных рынках.

Большинство людей оказываются в неформальной экономике не по своей воле, а дефициты достойного труда наиболее остро проявляются в неформальной экономике.

Ряд руководящих приниципов:

  • Необходимость учитывать многообразие особенностей и потребностей работников и экономических единиц в неформальной экономике, применяя специально разработанные для этого подходы.
  • Особые национальные условия, законодательство, политику, практику и приоритеты в целях перехода к формальной экономике.
  • Сохранение и расширение в ходе перехода к формальной экономике предпринимательского потенциала, динамизма, профессиональных навыков и способностей к новаторству.
  • Необходимость применения сбалансированного подхода.

МОТ также указывает, что формализация является условием достижения ряда Целей в области устойчивого развития, так как это путь к сокращению бедности и неравенства, к реализации национальных стратегий развития и один из «инструментов» поддержки реализации сразу нескольких ЦУР, в числе которые ликвидация детского и принудительного труда.

Власти Кыргызстана практически на протяжении всей новейшей истории страны предпринимал попытки к формализации экономики, что заключалось в изменении налогового законодательства, снижении проверок и зарегулированности, ужесточении законодательства в сфере отмывания доходов, объявлении амнистии капиталов.

Несмотря на это, эксперты отмечают, что теневая экономика не только не сократилась, но ее влияние только усилилось.

Согласно данным Нацстаткома, неформальная экономика наблюдается в следующих видах деятельности:

  • оптовая и розничная торговля
  • строительство
  • транспортная деятельность и хранение грузов
  • обрабатывающая промышленность
  • гостиници
  • рестораны

При этом представленные сведения не учитывают положение дел в сельском хозяйстве, где уровень неформальной деятельности может быть очень высоким, но данных об этом нет.

Эксперты считают, что распространению неформальной экономики в сельской местности способствуют низкая правовая грамотность и неосведомлённость предпринимателей; слабая инфраструктура государственных услуг в регионах, а также низкие доходы населения.

Согласно данным МОТ, которые приводятся в исследовании институциональных условий, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства Бизнес-ассоциации ЖИА, в 2018 году уровень неформальной занятости в Кыргызстане – одного из индикаторов неформальной экономики, составил 52.5%.

В такую занятость были вовлечены 54.2% мужчин и 49.7% женщин. То есть подавляющее большинство этих людей работали без заключения трудовых договоров и с низким уровнем социальной защиты.

Кроме того, согласно данным МОТ, в Кыргызстане вовлечению в неформальные трудовые отношения больше подвержены молодые люди до 25 лет.

В этом году ЖИА, объединяющая более 1 тысячи представителей бизнеса, при поддержке МОТ начала в стране проект по формализации экономики. До начала проекта Ассоциация провела три исследования, чтобы определить факторы, влияющие на формальность.

К основным из них опрошенные предприниматели отнесли:

  • Необходимость постановки предприятий на учет и налоговую отчетность.
  • Несовершенство судебной системы. Коррупцию и зависимость судей.
  • Контрольно-надзорную систему: незаконные проверки, злоупотребления властью и коррупционные проявления; низкий размер оплаты труда работников надзорных органов; низкий уровень осведомленности предпринимателей о своих правах и требованиях законодательства.
  • Низкое качество предоставления государственных услуг и коррупция.
  • Отсутствие прозрачности расходования бюджетных средств, низкую информированность налогоплательщиков о расходовании отчисляемых средств.
  • Дефицит кредитных средств.
  • Недостачу социальных взносов и налогов из-за наличия неформальных фирм и неформальной занятости.

Кроме того, ЖИА провела соцопрос среди 65 предпринимателей, в ходе которого выяснилось, что у трети опрошенных сотрудники работают без заключения трудового договора, у почти трети – меньше половины таких работников, еще четверть заявила о том, что трудовые договоры заключены со всеми.

Почти половина респондентов заявили, что в заключении трудового договора нет необходимости, более трети сказали, что не делают этого, чтобы не платить подоходный налог и страховые взносы, более 10% сказали, что не имеют знаний и навыков по составлению трудового договора.

При этом почти все заявили, что готовы к формальным отношениям с сотрудниками, если будет снижена ставка вышеназванных налогов и взносов.

Решение проблемы в бизнес-ассоциации видят в повышении правосознания и уменьшении правового нигилизма предпринимателей через:

  • Обучение
  • Разъяснение преимуществ формализации трудовых отношений
  • Изменение законов
  • Пересмотр ставок налогов, что соответствует целям Рекомендации 204 МОТ
В свою очередь в Международной организации труда также считают важным, что для достижения целей перехода к формальной экономики странам, в частности Кыргызстану, необходимо пересмотреть стратегическую цель, и стремиться не к сокращению масштабов неформальной экономики, а к формализации неформальной экономики, а после этого ставить конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и определенные по времени задачи по формализации.
Ad coverAd cover