Минфин вынес на общественное обсуждение масштабные поправки к закону о госзакупках.
Цифровизация и упрощение методов
Так, ведомство предлагает полный переход на электронные закупки с помощью электронной подписи (квалифицированной ЭП), также заключение контрактов в электронном формате (смарт-контрактов) с последующим его администрирования на веб-портале.
Для эффективности использования государственных средств, проект предусматривает Центр закупок — орган, определяемый кабмином, который будет проводить централизованные госзакупки, также определяемые кабмином, в том числе для заключения рамочных соглашений, в интересах закупающих организаций.
Поправки упрощают и сокращают методы государственных закупок (введены ограниченный метод, метод из одного источника), процедуру консультационных услуг, вводят скидки на цены (альтернативное предложение), вносят балльную систему оценки.
Кроме того, предусматривается метод запроса котировок с установлением квалификационных требований и без установления требований к поставщикам. Таким образом, готовые товары, несложные работы и услуги с конкретным описанием, не требующие квалификационных требований, будут закупаться только через электронный каталог. При этом работы, требующие установления квалификационных требований к поставщикам, будут закупаться через веб-портал.
Комиссии по закупке
Проект предусматривает формирование комиссии по закупке из числа сотрудников закупающей организации, сотрудников других органов и представителей гражданского сообщества (по письменному заинтересованности последних), отбор которых будет осуществляться исключительно веб-порталом посредством случайной выборки. При этом комиссия по закупке не будет создаваться при закупках методом запроса котировок без установления квалификационных данных и методом из одного источника.
Кроме того, предусматривается участие гражданского общества и любого желающего (по заявлению) на всех этапах процедур закупок. Они могут иметь доступ к информации о закупках любой закупающей организации, в том числе принять участие в составе комиссий (конкурсных, приемочных); принять участие при приемке товаров, работ и услуг (администрирование контрактов), а также подать жалобу по любому поводу, если посчитают, что имеет место нарушение.
Сокращение сроки подачи предложений
Сокращены сроки для подачи предложений поставщиков, так, например, при двухпакетном способе неограниченного метода — не менее 10 рабочих дней, при ограниченном методе — не менее 5 рабочих дней, при методе запроса котировок с квалификационными требованиями — не менее 3 рабочих дней, при запросе котировок без квалификационных требований — не менее 2 рабочих дней с даты публикации объявления о закупке.
Также сокращены сроки подтверждения уведомлений победителями закупок — с 3 рабочих дней до 1 рабочего дня, заключения контрактов — с 10 календарных дней до 3 рабочих дней.
Ограниченный метод для госкомпаний
Для эффективности и гибкости организаций в существующих условиях рыночной экономики, а также упрощения процедур проведения госзакупок акционерных обществ, в уставном капитале которых 50% и более процентов акций принадлежат государству, и государственных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентоспособном рынке, проект предусматривает ограниченный метод.
Администрирование контрактов и обжалование в трех инстанциях
Проектом предусматривает «администрирование контракта» для обеспечения качественной, своевременной поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Администрирование контракта дает возможность осуществлять контроль за исполнением сторонами обязательств по контракту о закупках.
Для своевременного, объективного рассмотрения поступивших жалоб и принятия объективных, справедливых решений по ним предусматриваются условия обжалования в трех инстанциях. То есть жалобы будут подаваться поставщиками и консультантами сначала в адрес закупающей организации. В случае несогласия с решением закупающей организации, поставщики и консультанты вправе обжаловать данное решение в административном (досудебном) порядке в независимой комиссии, после чего обжаловать в судебном порядке.
Также, проектом Закона предлагается норма, предусматривающая внесение изменений в контракт в части изменения цен. При этом, закупающие организации будут раскрывать договора, изменения и дополнения к ним, фактическое исполнение, произведенные выплаты, сроки выполнения.
Банковское сопровождение контрактов
Введено понятие «банковское сопровождение контрактов». На практике поставщики не исполняют контракты своевременно, полученные средства не направляются на исполнение обязательств по контракту, кроме того многие контракты по строительным работам по сегодняшний день считаются незавершенными. Изучая международный опыт, в проекте предусматривается еще один способ контроля обязательств по контракту в виде банковского сопровождения.