Альтернативная дорога Север-Юг оценена в $937.5 млн – кто основные доноры?

Около 200 км альтернативной дороги Север-Юг прокладывают на участках, где отсутствует дорожное полотно. Изначально проект оценивался в $850 млн, однако сейчас стоимость достигла $937.5 млн.

Оригинальную версию текста на кыргызском языке можете прочитать здесь:

Түндүк-Түштүк альтернативдүү жолу 850 млн долларга бааланган – негизги донорлор кимдер?

10 ноября началась реализация второй фазы строительства альтернативной дороги Север-Юг, протяженностью 433 км, которая считается самой сложной. На этом этапе будут построены два эстакадных моста, один длинной 1076 метров, второй – 396 метров.

Инвестор 1 и 2 фаз дороги – китайский Эксимбанк. Три участка третьей фазы финансируют Азиатский и Исламский банки развития.

Строительство альтернативной дороги Север-Юг началось в 2015 году. Работы были поделены на 3 фазы. Первая фаза – участок Казарман – Джалал-Абад (154 км) должны были сдать в эксплуатацию в 2018 году. В связи с тем, что прокладка самого длинного туннеля в Кыргызстане, протяженностью 3.8 км была проблематичной, в 2018 году работы продлили на 30 месяцев, а в 2021 году еще на 18 месяцев. Министерство транспорта уверяло, что работы первой фазы завершат к ноябрю 2022 года.

  • Как ранее сообщало издание Economist.kg, с 1992 по 2020 годы на дорожно-транспортную сферу привлечено $2.68 млрд, это 23.4% от общей внешней помощи. Из этой суммы $405.56 млн (15.1%) поступило в виде грантов, остальные $2.27 млрд в виде кредитов.

Самым крупным внешним донором выступает Китай, в частности Экспортно-Импортный банк Китая. Данным финансовым институтом финансируется девять дорожных проектов, включая дороги «Север-Юг», «Бишкек-Нарын-Торугарт», «Ош-Сарыташ-Иркештам».

Финансирование со стороны Эксимбанка проводится только на кредитной основе — $1.1 млрд. В свою очередь сумма грантов в $102.9 млн – это помощь от правительства КНР на финансирование проектов по ремонту дорог и улиц в городе Бишкек, а также со-финансирование в строительстве и ремонте автодороги «Ош-Иркештам».

Азиатский банк развития также выступает активным донором в дорожный сектор страны: всего банком было выделено $642.6 млн долларов, из которых $156.1 млн долларов– это грантовые средства. В рамках инициативы Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (CAREC) Азиатским банком профинансировано строительство и реабилитация участков дорог «Бишкек-Ош», «Бишкек-Нарын-Торугарт», «Бишкек-Алматы», «Север-Юг».

Япония – третий по размерам помощи в дорожную отрасль Кыргызстана донор. Всего за 1992-2020 она предоставила помощь на сумму $316.9 млн, в том числе, $76.69 млн в качестве грантов. За счет средств Японии были профинансированы проекты по реконструкции международного аэропорта Манас, реконструкции и реабилитации автодороги «Бишкек-Ош». В настоящее время из средств помощи Японии ведутся работы по строительству моста через реку Урмарал, оснащению противолавинных сооружений на некоторых участках автодороги «Бишкек-Ош».