По всему миру в настоящее время наблюдается резкое увеличение потребления энергоресурсов, вследствие чего мировые цены на данный вид товаров ежедневно устанавливаю рекордные ценовые планки, при этом запасы находятся на минимальных уровнях.
Союз нефтетрейдеров Кыргызстана подготовил краткий обзор ситуации с энергоресурсами в разных странах мира, который поможет понять всю сложность нынешней ситуации на энергетической мировой арене.
Великобритания
Великобритания столкнулась с дефицитом топлива на автозаправках. В результате этого 23 сентября нефтяная корпорация BP объявила, что закрывает несколько десятков своих АЗС. После чего начался ажиотажный спрос, и автовладельцы скупали весь бензин на заправках, при этом заливали топливо не только в баки, но и в канистры.
В результате дефицит топлива возник на каждой третей АЗС BP. Также об ограничении продаж заявил EG Group (сетью АЗС Asda), компания заявила, что продажи всех сортов топлива ограничиваются суммой 30 фунтов в одни руки (около 15-20 литров).
Заявления компаний привели к паническим покупкам бензина автовладельцами из-за чего в стране закрылись от 50% до 90% (в зависимости от региона), а к еще работающим АЗС выстроились километровые очереди.
Текущая ситуация на британском рынке остается сложной. На днях средняя цена бензина в Великобритании достигла отметки почти 1.7 евро за литр.
Саймон Уильямс, представитель по топливу Королевского автомобильного топлива, сообщал, что если нефть дойдет до $100 за баррель, то средняя цена бензина может достичь и 2 евро за литр. По его словам, несмотря на то, что многие не водят машину так много, как раньше, малообеспеченным британцам придется приложить большие усилия, чтобы найти дополнительные средства на горючее. В связи с этим ассоциация призывает временно снизить НДС на топливо.
Китай
В Китае началось нормирование горючего. По сообщению агентства Bloomberg, АЗС в некоторых частях Китая ограничили объем продаж дизельного топлива, на юго-западе и востоке Китая из-за чего образовались длинные очереди. Эту информацию подтверждают и другие источники. Из-за роста цен на дизельное топливо достаточные его объемы удается получить с трудом, утверждает пекинская медиагруппа Caixin Global со ссылкой на автодилера из северной провинции Хэбэй.
Перебои с горючим могли возникнуть вследствие проблем с электричеством, из-за того, что значительные объемы дизельного топлива понадобились для электрогенераторов в условиях продолжающегося энергетического кризиса.
Отключения электроэнергии в Китае продолжаются, по сообщению издания South China Morning Post, многие предприятия экспортной зоны в провинции Чжэцзян сократили объемы производства из-за проблем с электричеством.
Заводам в части провинций запретили работать днем, а местным жителям — включать микроволновки и обогреватели. Чтобы снизить нагрузку на энергосистемы, власти вводят жесткие ограничения — некоторым предприятиям разрешили работать только по ночам, торговые центры закрываются на четыре часа раньше.
По данным Goldman Sachs, 44% китайских предприятий столкнулись с нехваткой электроэнергии из-за введенных ограничений потребления энергии для предприятий в часы пик, энергию позволили потреблять только ночью.
Из-за сложной ситуации с энергообеспечением около 30 компаний временно приостановили работу, а еще 15 сообщили о перебоях. Пострадали производства цемента, алюминия, стали, химикатов, красителей и мебели: приостановили работу около 7% мощностей по производству алюминия и 29% — цемента, пишет Reuters.
Также по сообщениям, несколько поставщиков комплектующих для Apple и Tesla приостановили производство из-за ограничения местных властей на потребление электроэнергии.
Как отмечает аналитик ФГ «ФИНАМ», Анна Зайцева, энергокризис в Китае вызван снижением угольной генерации, что может привести к частичному замещению угля на нефть и газ, а это будет способствовать росту спроса на них и в условиях дефицита на рынке нефти увеличение спроса со стороны Китая может стать дополнительным драйвером для дальнейшего роста нефтяных цен».
Индия
Индийские ТЭС не могут обеспечить потребности внутреннего рынка в электроэнергии из-за растущего спроса со стороны промышленных предприятий. Производство в стране быстро восстанавливается после отмены «ковидных» ограничений. Ситуация на рынке электроэнергии страны усугубляется из-за сокращения импорта угля, который стал слишком дорогим для индийских потребителей.
Власти Индии вынуждены прибегать к веерным отключениям электроснабжения. В ряде штатов Индии отключения электроэнергии длятся 14 часов в сутки несмотря на экстренные меры, принятые центральным правительством для обеспечения топливом ТЭС.
Государственная Coal India — крупнейшая угольная компания в мире — увеличила добычу и поставки энергетическим компаниям, но запасы угля на ТЭС все равно находятся на критически низком уровне. Большинство из 135 угольных ТЭС Индии в настоящее время располагают минимальными запасами топлива. Зависимость Индии от угля велика, так его доля в энергетическом балансе страны превышает 70%.
Кыргызстан
В Кыргызстане также, как и во всем мире ощущается энергокризис (ограничительные меры по использованию электроэнергии, дефицит ГСМ из-за роста мировых цен) и в нынешних условиях государственная поддержка нефтяной отрасли и промышленного сектора нужна как никогда ранее, заключили в Союзе нефтетрейдеров Кыргызстана.