Низкие заработные платы в сфере образования, нехватка квалифицированных кадров, повышенная нагрузка на учителей и другие факторы сказываются на экономике Кыргызской Республики. К таким выводам пришли аналитики фонда KG Analytics.
По данным экспертов, на сегодняшний день население Кыргызской Республики составляет 6,6 миллиона, при этом около 2.2 млн человек проживают в условиях бедности и крайней бедности. Около 1 млн человек находятся в трудовой миграции, и большинство из них вынуждены заниматься неквалифицированным трудом.
Важно напомнить, что в 2018 году Кыргызстан принял участие в международном исследовании компетенций взрослого населения, результаты которого показали: почти у 60% взрослого населения Кыргызстана уровень читательской и математической грамотности находится на самом низком уровне. То есть, по сути, подавляющее большинство кыргызстанцев в лучшем случае могут «похвастаться» базовым словарным запасом, пониманием смысла предложений, чтением абзацев текстов и выполнением основных арифметических действий.
Основные экономические показатели республики тесно связаны с производительностью труда кыргызстанцев.
Показатель Кыргызстана является самым низким среди стран Европы и Центральной Азии, отличаясь, например, от производительности труда населения России и Казахстана в 4 раза, Эстонии – в 5 раз. При этом продуктивность работников КР оценивается на уровне 58% из потенциальных 100%.
И еще: в Кыргызстане разница в уровне заработной платы лиц с высшим и средним образованием составляет всего лишь 9%, в то время как в странах ОЭСР (37 государствах Европы, Азии и Латинской Америки) разница составляет от 50% до 100%.
«Низкий уровень грамотности взрослого населения связан в значительной мере с низким качеством школьного образования, — отмечают аналитики фонда KG Analytics. – Качество школьного образования в Кыргызстане, в свою очередь, зависит от ряда факторов, ключевыми из которых являются качество работающих в системе учителей, уровень преподавания и отсутствие современных подходов к управлению и финансированию школьного образования».
Почему уровень школьного образования низкий?
Авторы исследования выделяют ряд факторов, напрямую влияющих на качество системы школьного образования, которое не может быть выше качества работающих в ней учителей.
Основным фактором, влияющим на качество преподавания, исследователи называют уровень оплаты труда, который, исходя из мировой практики, должен достигать средней заработной платы по стране. В Кыргызстане же среднемесячная зарплата в сфере образования примерно на 20% ниже средней ЗП по стране и почти на 40% ниже доходов работников сферы госуправления.
- Среднемесячная ЗП в секторе образования – 14 тыс. 764 сома,
- среднемесячная ЗП по стране – 18 тыс. 940 сомов,
- среднемесячная ЗП в секторе госуправления – 22 тыс. 879 сомов.
Не менее важным фактором, влияющим на качество образования в стране, эксперты считают непрестижность профессии учителя в Кыргызстане. Ежегодно стране не хватает около 2 тысяч преподавателей, в особенности учителей начальных классов, русского языка, математики, физики. Чтобы представить портрет среднестатистического педагога, важно учитывать следующее: общее число школьных учителей на сегодня составляет 82 тыс. человек, из них 2/3 преподают в сельских школах. При этом в сфере образования заняты преимущественно женщины (85% от общего числа). Каждый второй учитель перешагнул 50-летний возрастной рубеж, а доля учителей до 30 лет не превышает 10%.
Ввиду непривлекательности профессии в Кыргызстане студентами педагогических вузов становятся, как правило, выпускники школ с низкими результатами успеваемости. Вместе с тем, в странах с прогрессивными системами школьного образования тенденция противоположная – в педвузы поступают лучшие выпускники школ. Так, в Южной Корее отбор студентов в педагогические вузы идет из 5% лучших выпускников школ, в Финляндии – из 10%, в Сингапуре и Гонконге – из 30%.
По завершении вуза по специальности в Кыргызстане идут работать не более 75% вчерашних студентов. В течение первых трех лет работы школу покидают около 60% молодых специалистов. В результате остаются работать учителями не более 20% выпускников педагогических вузов.
Следующий фактор: учителя испытывают большую нагрузку в связи с различными видами отчетности. Несмотря на отмену некоторых обязательных видов отчетов в декабре 2020 года, сегодня педагоги все еще обязаны заполнять не менее 10 видов отчетов.
К критериям, влияющим на профессионализм педагогов, исследователи также относят низкий уровень информационно-коммуникационных навыков учителей: переход на онлайн-обучение в 2020 году показал, что даже в Бишкеке учителя не имели электронной почты, слабо владели компьютером и вели уроки по WhatsApp.
Отдельный акцент в обзоре KG Analytics сделан на необходимости повышения квалификации учителей. По данным опросов директоров школ, только 40% вакансий заполняются квалифицированными учителями, оставшиеся 60% не соответствуют запрашиваемым критериям.
«В странах с качественной системой школьного образования большое внимание уделяется повышению квалификации, профессиональному росту и оценке эффективности работы учителя. В Кыргызстане все учителя должны посвятить не менее 72 часов повышению квалификации не менее одного раз в 5 лет. При этом существующая в КР система не удовлетворяет потребности в профессиональном развитии учителей ни количественно, ни качественно, — отмечается в обзоре. — Согласно исследованиям, содержание курсов повышения квалификации в КР в основной своей массе формальное, устаревшее и неэффективное. Оценка их эффективности и влияния на профессиональное развитие учителей, как правило, не проводится».
Вместе с тем, в Кыргызстане отсутствует система переподготовки учителей, то есть подготовки педагогических кадров из специалистов, имеющих непедагогическое высшее образование. Законодательно в Кыргызстане система переподготовки закреплена, однако на практике она не функционирует.
Как решить проблему?
Принимая во внимание сложившуюся на сегодня ситуацию в школьном образовании КР, фонд KG Analytics считает, что необходимо начать реформирование системы подготовки, повышения квалификации и профессиональное развитие учителей, в том числе через:
- пересмотр системы подготовки будущих учителей (включая финансовые, организационные и академические требования);
- предоставление учителям права повышать свою квалификацию в различных образовательных организациях (независимо от формы собственности), предоставляющих услуги по повышению квалификации, чьи сертификаты должны признаваться МОН КР;
- предоставление права лицам, имеющим высшее образование, получать второе высшее педагогическое образование.
«Мы считаем, что предлагаемые решения реализуемы. Кроме того, они не требуют увеличения финансирования, а направлены на эффективное распределение имеющихся средств и, возможно, приведут к экономии бюджета. Самое главное – предлагаемые решения окажут прямое воздействие на рост качества школьного образования», – заключили исследователи.