По данным Международной организации труда, в 2020 году в неформальной (теневой) экономике было занято свыше 2 млрд работников, это 62% всех работающих в мире. На неформальную занятость приходится 90% общей численности занятых в странах с низким уровнем дохода, 67% — в странах со средним уровнем дохода и 18% — в странах с высоким уровнем дохода.
Кыргызстан также испытывает проблемы в данной сфере, однако сложно выявить реальную картину, так как предприятия неформальной экономики находятся в тени.
Редакция Economist.kg уже рассказывала, что такое неформальная экономика и как с ней бороться. На этот раз мы рассмотрим политические меры для перехода к формальной экономике
Инструменты формализации
Международная организация труда подготовила «Сравнительный обзор страновых обследований по вопросу комплексного подхода к формализации неформальной экономики в Центральной Азии», где также вывела некоторые рекомендации и примеры успешных реализованных программ других стран, которые может использовать Кыргызстан.
Согласно данному исследованию, чтобы уменьшить количество предприятий, занятых в неформальной экономике, то есть без официальной регистрации, существуют прямые, а также косвенные инструменты воздействия. Каждый из этих способов имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
- Прямые инструменты обеспечивают перевес преимуществ от деятельности в формальной сфере над издержками деятельности в неформальной экономике.
- Косвенные инструменты сосредоточены на устранении недостатков в работе формальных институций для восстановления общественных договоренностей между государством и его гражданами.
Для облегчения перехода к формальной экономике не требуется делать выбор «или/или» между внедрением прямых или косвенных политических мер. Прямые и косвенные политические меры не являются взаимоисключающими. Применяться могут оба варианта.
Например, правительства могут направлять усилия на ключевые аспекты макроэкономической и социальной обстановки на уровне страны, напрямую влияющие на распространенность неформальной экономики, модифицировать организационную культуру таких государственных ведомств, как налоговые службы и трудовые инспекции в сторону более клиентоориентированного подхода. Кроме того, необходимо проводить информационно-просветительские кампании о преимуществах формальности, одновременно с этим облегчая соблюдение нормативных требований для новых предприятий и вводя стимулы к работе в формальной экономике, например, амнистии и налоговые вычеты для работодателей, работников и клиентов. К тем, кто не соблюдает правила, могут применяться санкции, и наряду с этим может вестись работа по улучшению выявляемости лиц, занятых в неформальной экономике.
Многие страны борются с неформальной экономикой, делая ее более затратной. Один из способов – усовершенствование наказаний для тех, кого «поймали за руку». Большинство стран применяют наказания для сдерживания участия в неформальной экономике. Однако эти меры просто сдерживают участие, не способствуя формализации. Примером того, как можно ее достичь, явилась Греция, разработавшая систему наказаний, способствующую формализации.
Мировая практика
Разработка системы наказаний для формализации неформальной экономики, Греция.
Для содействия переходу к формальной занятости Греция пересмотрела систему наказаний. Для работодателей установлен штраф в размере €10.5 тыс. за каждого «теневого» работника. Тем не менее, работодатель может нанять такого работника в качестве зарегистрированного формального работника в течение 10 дней, в этом случае сумма штрафа сократится до следующих размеров:
- €7000 если сотрудник нанимается на 3 месяца
- €5000 если сотрудник нанимается на 6 месяцев
- €3000 если сотрудник нанимается на 12 месяцев
Результаты:
В 2017 году до введения новой системы санкций, только 32% выявленных неформальных работников впоследствии нанимались работодателями на официальной основе. Две трети из них нанимались на неполный рабочий день, и лишь одна треть – на условиях полной занятости.
В период с августа 2018 года по февраль 2019 года, после введения новой системы санкций, 45% выявленных неформальных сотрудников были наняты работодателями, причем все – на условиях полной занятости. Среди официально нанятых работников:
- 91% были наняты на 12 месяцев
- 3% – на 6 месяцев
- 6% – на 3 месяца
Новаторским аспектом этой системы штрафов является то, что она предназначена для содействия формализации труда, а не только для наказания работодателей, вовлеченных в неформальную экономику.
Инициатива по добровольному раскрытию нарушений, Косово
В целях формализации экономики работодатели, которые добровольно сообщают о том, что ранее нанимали незарегистрированных сотрудников, получают доступ к краткосрочной финансовой помощи, предоставляемой во время пандемии коронавируса в 2020 году, если нанимают работников по официальному договору на срок не менее одного года.
В Косово межведомственная группа разработала оперативный план из 15 мероприятий. В рамках этого оперативного плана одно из мероприятий предусматривает финансовую поддержку в размере €130 в месяц на каждого наемного работника в течение двух месяцев подряд при условии, что предприятия заключают трудовые договоры сроком минимум один год.
В результате, 6 мая министр финансов Бесник Бислими сообщил, что на данный момент зарегистрировано 10 597 новых наемных работников, что составляет рост официальной занятости на 2,6 %. Это дает предварительное представление о потенциальном воздействии и эффективности схемы добровольного раскрытия нарушений.
Рекомендации МОТ
В Кыргызстане такая амнистия (как в примере с Косово) может предусматривать доступ к временным налоговым льготам для малых и средних предприятий в рамках третьего пакета экономических мер.
Всем четырем странам, которые рассматривались в данном исследовании, необходимо обеспечить применение полного диапазона политических мер для формализации неформальной экономики.
Политические меры сдерживания позволяют добиться сокращения масштабов неформальной экономики, но в стремлении формализовать неформальную экономику и поощрить переход к формальности необходимы и «пряники», которые облегчат переход к формальности и сделают его более выгодным. То же самое касается инициатив по укреплению доверия и изменению отношения к неформальности.
Во всех странах существует потребность в более обоснованной оценке эффективности политических мер в формализации неформальной экономики. Для этого правоприменительным ведомствам следует по возможности проводить предварительную и ретроспективную оценку политических инициатив. Более того, следует проводить экспериментальные исследования при внедрении и оценке осуществимости новых политических инициатив и принять доказательный подход «test, learn and adapt».
Кроме того, органу высокого уровня, учрежденному для координации перехода к формальной экономике, необходимо осознание того, что для достижения этой цели потребуются структурные преобразования. Всем четырем странам необходимо:
- сократить степень нерационального использования ресурсов формальными институтами и их неэффективности путем:
- модернизации правительства, например, повышения степени надежности служб и эффективности расходования государственных средств;
- снизить коррупцию;
устранить недостатки и слабости формальных институтов путем:
- увеличения ВВП на душу населения;
- улучшения таких аспектов развития человеческого потенциала, как долгая и здоровая жизнь, высокий уровень информированности и достойный уровень жизни;
- улучшения таких аспектов социального прогресса, как основные человеческие потребности, права и образование;
- повышения (а не снижения) ставок налогообложения;
- увеличения государственных расходов и в особенности расходов на социальные отчисления;
- уменьшения степени и масштабов бедности;
уменьшить степень бессилия формальных институтов путем:
- повышения уровня воспринимаемого верховенства права, эффективности государственного управления, качества регулирования и доверия общественности к политикам;
снизить степень нестабильности и неопределенности формальных институтов путем:
- повышения степени прозрачности принятия политических решений.
МОТ и ее эксперты сыграли важную роль в содействии многостороннему подходу, подчеркнув, что комплексный стратегический подход требует участия многих партнеров, оговорив для каждой заинтересованной стороны процедуру, которую она может применять для выявления возможностей для налаживания партнерства, построения и управления партнерскими отношениями, а также определения дальнейших шагов, которые необходимо предпринять для более эффективного перехода к многостороннему подходу в своих организациях.