Минсельхоз ввел временный запрет на экспорт скота и некоторых сельскохозяйственных продуктов. Причиной стало резкое сокращение маточного поголовья. У данной инициативы нашлись как сторонники, так и противники.
В январе текущего года Казахстан запретил вывоз живого скота, Узбекистан потеряв поставщика увеличил импорт крупного рогатого скота (КРС) из Кыргызстана. По данным узбекских СМИ, за январь-сентябрь прошлого года из Кыргызстана было завезено 608 голов за $453.5 тысяч, в этом году на фоне ограничений в Казахстане, в 9.6 раза больше — 5 тысяч 870 голов за $4 млн.
С первого взгляда кажется, что отечественные экспортеры находятся в выигрышной позиции, однако эксперты объяснили, что проблема кроется глубже.
Азамат Аттокуров, экономический эксперт
Эксперт считает, что высокий спрос на экспорт может стать угрозой продовольственной безопасности страны и государство обязано вмешаться в вопрос.
«Узбекистан выдает гранты на покупку животных репродуктивного возраста и возникает бешенный спрос. Казахстан запретил вывоз скота и весь спрос обрушился на нас. Но покупают не всех подряд, а только молодых коров. Животные — это не картошка, которую мы продали в этом году и в следующем вырастили новую партию. Нужно минимум три года, чтобы вырастить корову», — сказал Аттокуров.
По его мнению, производство в животноводческой деятельности не может успевать за повышающимся спросом.
«Мы на этот год уже потеряли некоторое количество коров, в следующем году будет меньше телят. Когда у узбекских бизнесменов есть такие легкие деньги, спрос начинает давить и мы вынуждены защищаться. Если мы вывезем всех молодых коров, то через год у нас мясо еще подорожает, мы не сможем экспортировать ни сыров, никакой молочной продукции», — отмечает эксперт.
Кроме того, он отметил еще одну вытекающую проблему из-за подорожания мяса — здоровье населения.
«У нас и так распространена анемия на юге так как люди не едят мясо, у женщин из-за этого железодефицит. Малообеспеченные люди покупают куриные окорочка, потому что красное мясо дорогое. Я разговаривал с местными продавцами, они отметили, что когда цены увеличились на треть, спрос упал вдвое. Сейчас корова с теленком стоит дороже чем лошадь, никогда в Кыргызстане такого не было», — добавил эксперт.
Бакыт Дегенбаев, председатель Ассоциации отечественных производителей
Бакыт Дегенбаев отмечает поспешность запрета на экспорт. Он считает, что вместе с ограничениями, чиновники должны были предложить решение для сбыта скота.
«В агросфере у нас единственное экспортное направление — это животноводство. Мы сейчас рубим сук, на котором сидим. У всех фермеров животноводов экспорт — единственный источник дохода, внутренний рынок не настолько развит. Уже базары переполнены, цены будут резко падать и в следующем году никто не будет выращивать скот, потому что растут цены на кукурузу, сено и так далее. Хорошо, запретили, но тогда помогайте с кормом, с ветеринарными услугами. Если что-то запретили, должна быть компенсация», — отметил Дегенбаев.
Он отмечает, что готовое мясо фермерам экспортировать будет сложнее. Сейчас образовалась ситуация, когда люди не могут реализовать свой продукт.
«У них доход один раз в год — осенью. Весь год они выращивали скот, сейчас спустили с пастбищ, а им зарубили их источник», — добавил он.
Запрет на экспорт был введен на полгода, однако этого достаточно, чтобы потерять экспортный рынок, считает эксперт.
«На рынке Узбекистана мы – не единственные, завтра там Казахстан будет поставлять, Таджикистан, Россия рядом. Экспортный рынок развивать очень сложно и еще сложнее его удержать. Ташкент может попрощаться с нами, так как мы оставили их без мяса зимой. Это все надо было прогнозировать», — добавил Бакыт Дегенбаев.
Он заявил, что экспорт в Узбекистан был всегда и опасения, что соседняя страна выкупит весь скот не оправданы.
Тилек Токтогазиев, министр сельского хозяйства
Токтогазиев в своих заявлениях ранее говорил о том, что одной из главных причин запрета на вывоз скота является резкое сокращение маточного поголовья. Такие меры он назвал необходимыми, чтобы не понести большие проблемы в будущем.
«Если запрет не вводить, мы будем иметь проблемы с мясом как в этом году, так и в следующих годах, так как не от кого будет получать приплод. Сохранение маточного поголовья — стратегически важная задача для развития животноводческой отрасли», — говорится в его сообщении.
Он отметил, что министерство намерено повысить производство мяса и молока за счет селекционного улучшения стада методом искусственного осеменения.
Кроме того, он отметил, что идет обсуждение вариантов решений и мер для обеспечения внутреннего спроса и поддержки сельхозпроизводителей.