«Сидели на работе без света. Мы тонули в долгах». Что изменилось в «Кыргызалтыне» за пять лет?

«Сидели на работе без света. Мы тонули в долгах». Что изменилось в «Кыргызалтыне» за пять лет?

В 2015 году работники «Кыргызалтына» (госдоля 100%) были переведены на четырехчасовой рабочий день из-за долгов компании, вызванных тем, что ее дочерние предприятия были доведены до убытков и оказались на грани закрытия. До 2015-го компания работала исключительно в минус и оставалась на плаву только благодаря дивидендам от Centerra Gold Inc. Самостоятельная деятельность была убыточная. В апреле того же года «Кыргызалтын» возглавил Алмаз Алимбеков – за последующие пять лет компания реанимировала все убыточные дочерние предприятия и вышла на чистую прибыль за счет самостоятельной деятельности. Только за девять месяцев текущего года чистый доход составил 922 млн сомов и к концу года должен превысить 1 млрд сомов.

Сейчас одну из немногих прибыльных госкомпаний атакуют неизвестные лица (около 20-25 человек), у которых всего одно требование – снятие Алимбекова с поста председателя правления. Почему сотрудники компании против ухода Алимбекова в интервью Economist.kg рассказала пресс-секретарь «Кыргызалтына» Толкун Камчыбекова.

Камчыбекова стала пресс-секретарем «Кыргызалтына» в том же 2015 году, когда компанию возглавил Алимбеков. По ее словам, первое время работы в госкомпании вызывало шок – экономия электроэнергии на рабочем месте и низкая зарплата из-за долгов.

«Нам не разрешали включать ноутбуки лишний раз»

– Я пришла работать в компанию еще в 2015 году, тогда Алмаза Мусаевича только назначили на должность председателя правления. Без преувеличения скажу, что я была в шоке, от того, что увидела. Мы сидели на работе без света, нам не разрешали включать ноутбуки лишний раз. Мы работали всего по четыре часа, потому что у компании не было денег даже на выдачу зарплаты – поэтому и четырехчасовой рабочий день.

Моя зарплата была 6 тысяч сомов, хотя до этого я работала в Жогорку Кенеше и получала больше. Одним словом – компания стояла на грани реального краха. Сумма кредиторской задолженности в 2015-м составлял больше 2.1 млрд сомов, но почему-то не вставал вопрос о том, что компанию, а значит и государство, втянули в такие огромные долги.

Три года было очень тяжело. Очень. Все это время компания выплачивала только долги и еще раз долги. Мы реально тонули. Почему-то тогда тех, кто хочет занять кресло председателя, не было.

«Кто такой Алимбеков?»

– Когда меня спрашивают, кто такой Алимбеков, я всегда рассказываю эту историю о том, с каких условий начинала работать в «Кыргызалтыне». Я всегда была объективна в плане работы и не стала бы защищать руководителя просто так. Но, самое главное не то, что было в начале, а каких успехов добилась государственная компания потом.

В 2015 году параллельно со всеми проблемами стоял острый вопрос месторождения Макмал, оно было уже на грани полного закрытия. Алмаз Мусаевич сильно переживал за это и боялся, что люди останутся без работы. Боялся, что жители Тогуз-Торо останутся без средств к существованию.

Он знал всю ответственность и возложил ее на себя, чтобы закрыть предприятие и привлечь инвесторов. Однако Алмаз Мусаевич всегда говорил, что все будет хорошо и компания встанет на ноги. Так и случилось.

Он привел в команду коллектива сильных специалистов и началась работа по реабилитации наших обанкротившихся месторождений. Остро стоял вопрос и по руднику «Терексай». Было принято решение привлечь инвесторов. Без них запустить рудник было невозможно. Несмотря на тернии бюрократии, сплетни в его адрес, грязь и черный пиар, инвесторы все-таки были привлечены. Путем открытого конкурса и долгих комиссий, что очень важно.

Сейчас инвесторы работают на местах, строят новые современные объекты и обеспечивают работой местное население. В бюджет страны выплачиваются налоги на сотни миллионов сомов. Разве это плохо? Но некоторые определенные группы все равно поливают нас грязью: руководство компании, коллектив.

У нашего коллектива горят глаза, потому что они видят, как все изменилось. Сегодня они все стоят горой за Алмаза Мусаевича. Я очень рада что у нас такой коллектив.

«Заработали все месторождения»

– За весь период работы Алимбекова на посту председателя правления «Кыргызалтына» проделана колоссальная работа – заработали все месторождения, которые были на стадии банкротства. А именно, рудники «Терексай» и «Макмал».

Сейчас на предприятиях работой обеспечено более 1000 человек. Ежегодно поступают налоговые поступления как в местные, так и в республиканский бюджет. По итогам 2019 года «Кыргызалтын» выплатил в бюджет страны 750 млн сомов. За девять месяцев 2020-го чистая прибыль компании выросла до 922 млн сомов.

При этом, до прихода Алимбекова предприятие от самостоятельной деятельности получало исключительно убытки, которые исчислялись сотнями миллионов сомов. Уже в этом году прибыль компании по собственным проектам превысила доходы, которые были с учетом дивидендов от Centerra Gold. Это говорит о том, что «Кыргызалтын», и Кыргызстан в целом, могут успешно вести горнодобывающие проекты в партнерстве с инвесторами.

Рост прибыли привел к увеличению налоговых отчислений и в республиканский бюджет, и в местные бюджеты, что очень важно для развития регионов.


!function(){"use strict";window.addEventListener("message",(function(a){if(void 0!==a.data["datawrapper-height"])for(var e in a.data["datawrapper-height"]){var t=document.getElementById("datawrapper-chart-"+e)||document.querySelector("iframe[src*='"+e+"']");t&&(t.style.height=a.data["datawrapper-height"][e]+"px")}}))}();



«Занять должности и снова превратить «Кыргызалтын» в убыточное предприятие»

– Несмотря на то, что «Кыргызалтын» показывает положительные результаты работы, предприятие атакует группа из 20-25 неизвестных людей. Они требуют немедленной отставки Алимбекова, а в случае невыполнения их требований, угрожают, что «сделают это сами».

Последний раз 5 ноября они снова собрались перед «Кыргызалтыном» и также требовали прогнать инвесторов с «Макмала», оставив без работы больше 500 местных работников, именно местных специалистов, которые добросовестно трудятся на месторождении. В случае неисполнения их требования – грозились сжечь имущество инвестора.

Сейчас, когда сложная экономическая ситуация, огромный дефицит бюджета и курс руководства страны направлен на защиту инвесторов, такие акции огорчают и беспокоят. Эти люди преследуют свои личные корыстные цели, а именно — незаконно занять должности и снова превратить «Кыргызалтын» в убыточное предприятие.

В настоящий момент многие месторождения закрыты и не могут начать свою работу. Но если уйдут инвесторы и закроют все горнорудные предприятия, где будет работать 1000 человек, кто будет кормить их семьи? Касательно заявления этих лиц, что весь коллектив против Алмаза Алимбекова — это ложь! Весь коллектив полностью поддерживают его и выступает против таких давлений.

Эксклюзив

Больше Эксклюзив

Право знать

Больше Право знать

Экономика

Больше Экономика

Бизнес

Больше Бизнес

Деньги

Больше Деньги

Власть

Больше Власть

Мнение

Больше Мнение

Новости компаний

Больше Новости компаний

Маркетплейсы

Больше Маркетплейсы

Банки

Больше Банки

Недвижимость

Больше Недвижимость

Энергетика

Больше Энергетика

Транспорт

Больше Транспорт

Отлично! Вы успешно зарегистрировались.

С возвращением! Вы успешно вошли в систему.

Вы успешно подписались на Economist.kg.

Успешно! Проверьте свою электронную почту на наличие волшебной ссылки для входа.

Успешно! Ваша платежная информация обновлена.

Ваша платежная информация не обновлена.