Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

МДС разработал 37 предложений от бизнеса ко второму пакету антикризисных мер правительства

МДС разработал 37 предложений от бизнеса ко второму пакету антикризисных мер правительства

Международный деловой совет (МДС) разработал предложения от бизнеса ко второму пакету антикризисных мер правительства, которые направлены на поддержку бизнеса и постепенное восстановление и развитие экономики.

Предложения МДС состоят из 37 пунктов, издание Economist.kg приводит список рекомендаций полностью.

Общие предложения

1. Определить перечень наиболее пострадавших в результате кризиса отраслей экономики / видов предпринимательской деятельности и количество предприятий, нуждающихся в поддержке, в каждой из этих сфер, с указанием объемов и характера необходимой помощи.

Обоснование: Для определения мер поддержки в первую очередь нужно знать точные, насколько это возможно, масштабы проблемы. На сегодняшний день у бизнеса и общества нет целостного представления о масштабах кризиса в экономике страны. Необходимо подсчитать ущерб бизнеса за первый квартал 2020 г. и прогнозные данные на оставшийся период года и следующий год. Пока нет целостной картины, бизнес-сообществу, зарубежным партнерам и всем, кто хочет помочь экономике, сложно мобилизовать ресурсы и начать восстанавливать экономику. Бизнес-ассоциации проводят собственные подсчеты среди своих членов, но это охватывает лишь малую часть бизнеса. Целостную картину может дать только государство.

При нехватке информации возможны дублирование, неэффективное использование ресурсов и бездействие.

2. Принять меры по содействию обеспечения непрерывности хозяйственных цепочек и технологических связей предпринимателей (связь всей цепочки от поставщика сырья / комплектующих до конечного потребителя);

3. Разработать электронную, адаптированную под текущую ситуацию платформу для содействия занятости, обеспечивающую постоянную связь работников и работодателей, определение емкости рынка труда и наличия необходимых кадров;

4. Провести анализ для прогнозирования предпочтений потребителей в пост-карантинный / пост-кризисный период, разработать меры / рекомендации по адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и международной торговле;

5. Своевременно предоставить бизнес-сообществу и общественности информацию о планах возобновления деятельности предприятий после полного / частичного снятия ограничительных мер и четкие рекомендации о порядке возобновления такой деятельности. Бизнесу необходимо заблаговременно знать примерные перспективы и график возобновления той или иной сферы бизнеса и планировать свою деятельность соответственно – это позволит сэкономить время на подготовку и восстановить активность в более сжатые сроки.

6. Предоставить общественности развернутую информацию о текущем ходе сокращения численности государственного аппарата и о дальнейших планах такого сокращения расходов;

7. Определить общие положения дистанционной работы в трудовом законодательстве, с учётом особенностей удаленной работы: электронный документооборот в упрощённом порядке, исключение неприменимых обязанностей по обеспечению охраны труда и др.

8. Принять меры по кардинальному сокращению излишнего государственного регулирования предпринимательской деятельности и излишних государственных функций, в том числе в части количества административных процедур. Конкретные рекомендации по улучшению регулирования изложены в многочисленных отчетах международных организаций.

9. Законодательно закрепить освобождение от обязательства проведения общих собраний акционерных обществ в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы / на период введения государством ограничительных мер.

Финансовая поддержка для бизнеса

10. Рассмотреть возможность оперативного предоставления безвозмездной помощи  наиболее пострадавшим от кризиса представителям микро-, малого и среднего бизнеса во избежание банкротства этих предприятий и в целях оказания помощи их сотрудникам, оказавшимся в тяжелом положении.

При невозможности выделения безвозмездной помощи – предоставлять ее на беспроцентной основе и на срок более 3-х лет.

Обоснование: льготное кредитование, о котором идет речь в сообщениях Правительства, порождает целый ряд сомнений:

(1) не ясны точная эффективная процентная ставка, наличие требований о залоге и сроки кредитования, при недостаточно низкой ставке эти кредиты могут не достичь своих целей и возникнет риск невыплаты этих кредитов;

(2) в среднем у коммерческих банков уходит около 5% от выдаваемой суммы на администрирование кредита – это значит, что по меньшей мере 5% средств будет уходить на обслуживание льготных кредитов, то есть конечная ставка не будет ниже 5%;

(3) значительная часть предпринимателей может использовать кредиты на покрытие предыдущих кредитов;

(4) законодательство предусматривает длительную процедуру выдачи этих кредитов и сопутствующую бюрократию, в то время как бизнесу нужно работать;

(5) не ясна эффективность предыдущих государственных программ льготного кредитования. В частности, в адрес бизнес-ассоциаций поступает множество обращений о нецелевом использовании и неэффективности госпрограммы «Финансирование сельского хозяйства», на которую ежегодно выделяются миллиарды сомов из госбюджета.

По этим и другим причинам в мировой практике в текущей эпидемиологической ситуации широко применяется механизм безвозмездной оперативной помощи МСБ в онлайн-режиме и безналичным путем.

Фискальная политика

11. Рассмотреть возможность освобождения от уплаты налогов (предоставление налоговых каникул) для микро- и малого бизнеса / для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности на срок от 3 до 6 месяцев;

12. Временно пересмотреть ставку НДС и социальных отчислений в сторону снижения для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности, а также рассмотреть возможность поэтапного снижения ставок социальных отчислений для более широкого круга субъектов предпринимательства в целях снижения уровня теневой экономики;

13. Принять меры по обеспечению быстрого и эффективного механизма администрирования порядка возврата и зачета НДС в электронном формате.

Организационно-технические вопросы

14. Определить заместителя руководителя Аппарата Правительства и сотрудников соответствующего подразделения Аппарата Правительства КР, на которых будет возложена задача по адресной помощи крупным, имеющим важное значение для бюджета предприятиям в оперативном преодолении всех бюрократических барьеров и процедур, скорейшем запуске в эксплуатацию и производство, а также бесперебойное продолжение производственных процессов или иной предпринимательской деятельности.

Обоснование: в текущей ситуации важна бесперебойная работа каждого крупного предприятия – необходимо обеспечить, чтобы она не прекращалась ни на день. Тем временем, в наш адрес приходят многочисленные обращения о том, что из-за бюрократических барьеров производственные процессы вынужденно простаивают. Многие госорганы в связи с удаленным режимом работы не успевают в срок согласовывать заявки компаний, выдавать разрешительные документы, поэтому необходимо точечное содействие, по крайней мере, по крупным предприятиям. Законодательное упрощение регулирования займет время, а оперативная помощь нужна уже сейчас.

15. Определить ответственное должностное лицо от каждого напрямую относящегося к экономике государственного органа на уровне руководства (заместителя руководителя) для их постоянного оперативного взаимодействия с бизнес-ассоциациями и решения возникающих проблемных вопросов бизнеса.

К таким органам относятся: Аппарат Правительства КР, Министерство экономики, Комендатуры г. Бишкек и регионов, Министерство транспорта и дорог, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, Министерство внутренних дел, Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР, Министерство иностранных дел, Государственная пограничная служба КР, службы при Правительстве КР: Государственная таможенная служба, Государственная налоговая служба, Государственное агентство антимонопольного регулирования, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями.

Этим должностным лицам необходимо постоянно осуществлять взаимодействие с представителями бизнес-ассоциаций посредством групп в WhatsApp / других каналов электронной связи.

Справочная информация: в период действия режимов ЧС, ЧП и других ограничительных мер, в условиях кризисной ситуации, традиционный порядок обращений бизнеса в госорганы затруднителен и неэффективен. Вопросы поставки важных товаров и комплектующих, проблемы перекрытия дорог, неисполнения законов и приказов комендатур, требуют незамедлительного разрешения. Такой порядок взаимодействия также позволит снизить дублирование запросов/обращений. Сейчас у бизнес-ассоциаций есть три основных электронных канала оперативной адресации возникающих вопросов, в которых нет возможности прямого обращения практически ни к одному из вышеперечисленных государственных органов.

Поддержка промышленности

16. Упростить взаимодействие предпринимателей отрасли недропользования с государственными органами по: а) получению лицензионных соглашений на право пользования подземными водами в собственных нуждах; б) получению разрешений по дополнительным лесоустроительным проектам; в) получению экспертных заключений по проектам и архитектурно-планировочным условиям (АПУ); г) разрешениям по особо охраняемым землям

17. Разрешить в 2020 году осуществлять за пределами Кыргызской Республики прямую реализацию золотосодержащей руды и концентрата.

18. Оказать содействие в завершении работы Межведомственной комиссии по изучению ситуации, сложившейся на участке «Бучук» месторождения «Солтон-Сары», образованной распоряжением Правительства КР от 22 ноября 2019 года

19. Оказать содействие в импорте необходимых комплектующих, сырья, оборудования и техники для отечественных производственных предприятий, а также в экспорте их продукции в сопредельные и другие государства;

20. Оказать содействие горнодобывающим предприятиям со стороны Министерства здравоохранения КР в тестировании / диагностике сотрудников вахты во избежание случаев инфицирования;

21. Обеспечить беспрепятственное передвижение между регионами республики работников, предметов снабжения, техники и товаров производственных предприятий, при соблюдении ими санитарно-эпидемиологических норм; обратить особое внимание на регулирование деятельности гражданских блок-постов в регионах страны;

22. В целях снижения финансовой нагрузки на геологоразведочные компании, приостановить начисление платежей за удержание лицензий (ПУЛ) на период чрезвычайной ситуации в стране;

23. Пересмотреть обязательства горнодобывающих компаний по срокам строительных работ ввиду невозможности получения разрешительной документации в соответствующих государственных органах, приостановить обязательства исполнения других положений лицензионных соглашений, выполнение которых затруднено в связи с кризисной ситуацией;

24. Рассмотреть возможность расширения перечня товаров, для которых предусмотрен упрощенный импорт/экспорт по «зеленому коридору» между странами ЕАЭС, включив в него товары, необходимые для крупных налогоплательщиков (производственных предприятий КР);

25. Создать условия для привлечения инвестиций и освоение месторождений драгоценных, редкоземельных металлов и другие высокодоходные проекты в целях создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительных платежей в бюджеты республики.

Телекоммуникации и банковская деятельность

26. Ускорить введение в законодательство поправок, позволяющих полноценное использование удаленной идентификации клиентов коммерческих банков в целях развития дистанционных банковских услуг;

27. Предусмотреть возможность использования современных технологий удаленной идентификации и верификации пользователей электронных кошельков, операторов платежных систем, в том числе осуществляющих платежи через мобильные приложения агентов, в целях развития дистанционных услуг и увеличения объемов безналичных платежей;

28. Предусмотреть освобождение от уплаты за услуги ОАО «РПО РМТР» за распространение теле-радиосигнала отечественными юридическими лицами на территории республики с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации;

29. Не применять штрафные санкции в отношении телерадиокомпаний за невыполнение обязательств согласно Закону КР «О телевидении и радиовещании» по обеспечению не менее 50% эфира программами отечественного производства и на государственном языке с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации.

Поддержка отечественных авиакомпаний

30. Ускорить принятие мер поддержки отечественных авиакомпаний (в том числе освобождение от НДС на импорт при временном ввозе воздушных судов, двигателей и запасных частей для гражданской авиации)

Обоснование: в период чрезвычайных ситуаций особую важность приобретает наличие работоспособной местной гражданской авиации – отечественных авиакомпаний. Это важно с точки зрения оперативной эвакуации граждан из отдельных регионов, возвращения соотечественников на родину, доставки грузов, средств защиты и для решения многих других задач. Тем временем, авиакомпании страны находятся в сложном положении не только в связи с текущим кризисом, который в первую очередь затронул авиасообщение, но и в связи с недостаточной поддержкой государства в течение последних нескольких лет.

Инвестиционный климат

31. Разработать и принять меры по оперативному привлечению инвестиций в высокодоходные и обладающие высоким потенциалом отрасли экономики (в том числе в объекты креативной экономики, горнодобывающую отрасль и рынок финансовых / инвестиционных услуг), рассмотреть возможность создания преференций для новых предприятий в этих сферах и снятия законодательных барьеров, оказывать им постоянное содействие в решении бюрократических вопросов.

32. Провести работу по урегулированию существующих международных арбитражных разбирательств между инвесторами и КР, дальнейшему продолжению работы на инвестиционных проектах, которые выступали предметами спора.

Это позволит повысить доверие инвесторов к КР и привлечь инвестиции в высокодоходные для бюджета отрасли экономики (горнодобывающая отрасль, телекоммуникации).

Справочная информация: по официальным данным, в настоящее время на рассмотрении различных арбитражных институтов находится 8 таких дел на сумму более 600 млн долларов США.

33. Ограничить проведение проверок со стороны правоохранительных и фискальных государственных органов в отношении субъектов предпринимательства. Внести соответствующие поправки в постановление Правительства КР «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 17 декабря 2018 года № 586;

34. Ввести ограничения на принятие проектов нормативных актов, устанавливающих новые обязательства для субъектов предпринимательства или ухудшающих их финансово-экономическое положение.

Обоснование: помимо необходимости принятия антикризисных мер, бизнес-сообществу, к сожалению, даже в такое время приходится реагировать на законодательные инициативы, которые могут осложнить и без того непростое положение бизнеса. Среди таких инициатив, в настоящее время находятся на рассмотрении:
— в Жогорку Кенеше КР – проект  Закона, предусматривающий введение такой меры ответственности как 100% изъятие дохода от монополистической деятельности в случае нарушения антимонопольного законодательства (проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» рег.№ 6-5955/20 от 20.03.2020 г);

— в Правительстве КР – проекты постановлений, предусматривающие введение временных запретов (моратории) с 01 апреля 2020 года по 31 декабря 2021 года на отчуждение лицензии на деятельность по использованию радиочастотного спектра и на продление срока действия такой лицензии; отказ в продлении лицензии, выданной ранее без проведения аукциона, и реализации радиочастот с аукциона; введение оплаты в 6-кратном размере от стартовой цены коммерчески привлекательных полос радиочастот при изменении технологии в пределах другой радиослужбы в выделенной полосе (проекты постановлений Правительства КР «О внесении изменений в ППКР «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиочастотного спектра» от 17 ноября 2017 года № 754»;

— в Жогорку Кенеше КР – проект Закона, предусматривающий новые обязательства и требования в отношении реализации табачной продукции, что повлечет существенные финансовые затраты со стороны, в том числе, субъектов розничной торговли, в приобретение нового дополнительного оборудования (проект Закона «О защите здоровья граждан КР от последствий табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля)» рег.№ 6-1121/19 от 22.01.2019);

35. Ограничить меры пресечения, связанные с заключением под стражу, в отношении представителей субъектов предпринимательства;

36. Рассмотреть возможность реализации пакета мер, разработанных Международным деловым советом в целях совершенствования защиты прав субъектов предпринимательства, в том числе в части регулирования порядка регистрации сообщений об экономических преступлениях, гармонизации УК и НК и других вопросов;

37. Разработать и принять законодательные основы для работы института частных судебных исполнителей в целях снижения нагрузки на государство, ускорения процедур исполнения судебных решений и создания конкуренции на рынке.

Ad coverAd cover