Ad coverAd cover
Economist logo
Экономика

Что мешает развитию свободных экономических зон Кыргызстана? Обзор CABAR.asia

Что мешает развитию свободных экономических зон Кыргызстана? Обзор CABAR.asia

«Все СЭЗ Кыргызстана, кроме СЭЗ «Бишкек», не используют свой потенциал. Как один из вариантов можно было бы ликвидировать нефункционирующие эти экономические проекты. Альтернативный вариант это создание привлекательных условий для инвесторов путем максимального упрощения процесса инвестирования», — отмечает в своей статье, написанной специально для аналитической платформы CABAR.asia, специалист по продвижению инвестиций Гулзари Турсунова.

Это статья центральноазиатского бюро аналитической журналистики CABAR.asia, автор – Гулзари Турсунова. Оригинал материала: Что мешает развитию свободных экономических зон Кыргызстана?

Краткое изложение статьи:

  • На сегодня СЭЗ Кыргызстана сталкиваются с рядом проблем: отсутствие электроэнергии, системы водоснабжения и канализации, а также административные барьеры.
  • Помимо Кыргызстана в странах Центральной Азии насчитываются 17 свободных экономических зон.
  • Текущая система налогообложения не дает должного стимула субъектам этих экономических проектов.
  • Необходимо уплотнить сотрудничество с СЭЗами соседних стран.

Институт свободных экономических зон (СЭЗ) – масштабный проект на уровне государства по привлечению инвестиций в страну.  Однако неразвитость инфраструктуры, несовершенство и неустойчивость в законодательстве мешают развитию СЭЗ в Кыргызстане.

В сырьевых странах наблюдается тенденция попыток ориентировать экономику на экспорт готовой продукции. Что, в свою очередь, требует значительных капиталовложений и поиска инвесторов. Каждая страна пытается создать идеальные условия для инвесторов.

Свободная экономическая зона – территория внутри государства, где субъекты СЭЗ осуществляют свою деятельность на преференциальных условиях. Субъекты СЭЗ пользуются налоговыми, таможенными, административными, финансовыми льготами и рядом других преференций.

В Кыргызстане СЭЗ может способствовать развитию промышленного сектора, локализации производства, выхода товаров и услуг на мировые рынки, создания новых рабочих мест, внедрения инноваций и улучшения инфраструктуры.

На сегодня СЭЗ Кыргызстана сталкиваются с рядом проблем: отсутствие электроэнергии, системы водоснабжения и канализации, административные барьеры. Все они в итоге препятствуют притоку инвестиций в национальную экономику. Более того, потенциал развития зон сдерживают политическая нестабильность, неэффективность государственной политики в экономической сфере.

Свободные экономические зоны Центральной Азии

В Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон. В рамках индустриальной политики была полностью пересмотрена система развития специальных экономических зон, с изменениями и дополнениями был принят новый закон «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», расширен перечень льгот для их участников, предусмотрена возможность создания СЭЗ на частной земле.

Необходимо особо выделить, что казахстанский СЭЗ «Онтустик» был отмечен в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны – 2018» по версии авторитетного международного журнала fDi, входящего в группу Financial Times.

Мониторинговый центр СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» в Казахстане, который позволяет интегрироваться с крупнейшими логистическими хабами Азии и Европы. Фото: vlast.kz


В Узбекистане функционируют три свободные индустриально экономические зоны: «Навои», «Ангрен» и «Джизак». СЭЗ Узбекистана, довольно молодые по сравнению с соседними странами, свою деятельность они начинают с 2008 года.

На территории Таджикистана действуют четыре свободные экономические зоны: «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим». Каждая зона имеет свою специализацию и различные стартовые условия функционирования, которые заключаются в различиях на уровне социально-экономического развития регионов, отдаленности зон от торговых путей, железных дорог, рельефом местности, состоянием дорог и тому подобное. Срок функционирования всех созданных СЭЗ в стране определен в 50 лет.

В Синьцзян-Уйгурском автономной районе (СУАР), ближайшем к Кыргызстану районе Китая, разрабатываются 2 больших проекта специальной экономической зоны: «Кашгар» и «Хоргос».

Таким образом, на региональном уровне, помимо кыргызстанских СЭЗ, имеются также и 17 других СЭЗов в соседних странах. Существует большой риск того, что инвесторы будут уходить в уже более устоявшиеся СЭЗ.

Однако, существует также возможность кыргызстанских СЭЗ скооперироваться с соседями и внедриться в цепочку добавленной стоимости. У Кыргызстана имеются относительные преимущества перед соседями как дешевая рабочая сила, дешевая электроэнергия и сравнительно низкая ставка НДС.

Факторы, сдерживающие развитие СЭЗ Кыргызстана

Мировой опыт изобилует успешными кейсами развития института свободных экономических зон.

Во-первых, необходимо обеспечить минимальные условия для осуществления деятельности. Необходимо создать благоприятную инфраструктуру — электроэнергия, водоснабжение и огражденная территория и снизить административные барьеры. Критическое влияние на решение инвесторов также оказывают политическая стабильность в регионе и инвестиционные гарантии.

В целом, на территории КР функционировали восемь СЭЗ. На данный момент, их только пять: «Каракол», «Нарын», «Бишкек», «Маймак» и «Лейлек». Остальные, как СЭЗ «Алай», СЭЗ «Чон- Алай» и СЭЗ «Кара-Кулжа», были ликвидированы в связи с невозможностью финансирования и отсутствия инвестиций.

Согласно текущему законодательству КР о свободных экономических зонах субъекты должны уплачивать 0.5-2% с выручки от реализации товаров, работ и услуг за право осуществления деятельности в качестве субъекта.

Однако в законе не содержатся нормы, устанавливающие размер платежа субъектам. Данный пробел порождает открытое пространство для проявления коррупции и злоупотребления генеральной дирекцией СЭЗ в установлении субъектам различных ставок. Здесь уместно было бы использовать ставку, пропорциональную обороту субъекта СЭЗ.

В исследовании USAID, участники опроса – субъекты СЭЗ — отмечали, что они производят дополнительные платежи в генеральную дирекцию. Дополнительный платеж в размере $600 утверждался внутренним приказом генеральной дирекции.

Следовательно, в законе необходимо уточнить, что обязательный платеж в генеральную дирекцию в размере от 0.1-2% является единственным платежом и другие платежи не применяются в отношении предпринимателей за право осуществления деятельности в качестве субъектов СЭЗ.

Также необходимо отметить, что субъекты СЭЗ – иностранные инвесторы — не хотят открыто идти на конфликт с руководством СЭЗ и им проще выплатить запрошенную сумму. Инвесторы уйти не могут, так как изначально ими была выплачена арендная плата на длительные сроки.

Стоит острая необходимость в пересмотре текущего законодательства, потому что потенциальные инвесторы, изучив кыргызстанское законодательство о СЭЗ и политическую ситуацию, отказываются дальше работать. Особую заинтересованность, как отмечают в гендирекциях СЭЗ, выражают инвесторы из России, Китая, Турции.

Текущие вызовы СЭЗ Кыргызстана

Министерством экономики было отмечено, что из пяти существующих СЭЗ три не работают: «СЭЗ Маймак», «СЭЗ Каракол» и «СЭЗ Лейлек». К примеру, в 2016 году пять СЭЗ заплатили 114 млн сомов в виде налогов, 113 из них отчислил «СЭЗ Бишкек», остальные зоны в силу непостоянной работы заплатили налогов намного меньше.

Из пяти свободных экономических зон в Кыргызстане функционирует только «СЭЗ Бишкек». Количество функционирующих субъектов в ней достигло 360, зарегистрированных – 1276.

СЭЗ характеризуется близостью к рынкам сбыта в КР и к железнодорожной линии Луговой-Бишкек, то есть ее логистические условия наиболее благоприятные в сравнении с другими зонами в КР.

В СЭЗ также имеют место ограничения по запасу мощности в подаче электроэнергии. То есть новые предприятия в ней могут подключаться к линии электропередачи при условии незначительного энергопотребления.

СЭЗ «Каракол» состоит из двух участков в городе Каракол в 200 км от железнодорожной станции Балыкчи и села Тамчи (30 км от Балыкчи). Значимых предприятий в СЭЗ нет, их количество также минимально. Объем суммарного экспорта за 2014 год составил лишь 156,9 тыс. долларов США.

СЭЗ «Нарын» формально занимает всю территорию области, но в реальности в ней осталось лишь пять небольших предприятий. Областной центр находится в 170 км от ближайшей железнодорожной станции Балыкчи и отделен от нее перевалом Долон высотой в 3000 метров над уровнем моря. Новые субъекты в СЭЗ не регистрировались с 2013 года. Объем суммарного экспорта за 2014 год составил лишь 272 тыс. долларов США.

СЭЗ «Маймак» находится вблизи железнодорожной линии Тараз – Шымкент, но доступ к ней ограничен тем, что магистраль находится под управлением Казахстана, а статус пограничного перехода железнодорожной станции «Маймак» Казахстаном Кыргызстану не предоставлен. Экономической активности субъектов в СЭЗ не отмечено, из-за чего территория СЭЗ была сокращена.

Но у данной СЭЗ имеется недостаток и преимущество в виде близкого расположения к одному из динамично развивающихся СЭЗ Казахстана. Существует риск того, что инвесторы будут уходить в оснащенную соответствующей инфраструктурой СЭЗ. Однако, открывается и возможность, так как в Кыргызстане НДС 12 процентов, в то время как в Казахстане он составляет 18 процентов.

СЭЗ «Лейлек» формально с 2011 года зарегистрировано восемь субъектов, но из-за необустройства территории зоны ни одно предприятие в СЭЗ не было запущено.

Таким образом, фактически осязаемым из функционирующих является лишь СЭЗ «Бишкек», что обусловлено ее относительно более благоприятными логистическими условиями: близостью к железной дороге и к рынкам сбыта. Экономическая деятельность субъектов в остальных СЭЗ крайне незначительна и не влияет на экономику республики и ее регионов, в которых они находятся.
Все СЭЗ Кыргызстана, кроме СЭЗ «Бишкек» не используют свой потенциал. Фото: economist.kg

Субъектами СЭЗ в основном являются представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее чувствительны к рынку. К сожалению, текущая система налогообложения не дает должного стимула субъектам СЭЗ. Субъекты СЭЗ не стремятся расширять производство и увеличивать количество рабочих мест.

Не дается никаких льгот по подоходному налогу для наемных работников, налогу на добавленную стоимость, социальному страхованию в зависимости от инвестиционного вклада и производственного новшества. В том числе, поддерживают инициативу, согласно которой, субъект СЭЗ освобождается от всех видов платежей до той поры, пока не окупит все затраты, понесенные им для осуществления предпринимательской деятельности как субъект СЭЗ.

Таким образом, институты СЭЗ сталкиваются с проблемами, которые упираются в недостаток финансовых средств, недостаток информационного обеспечения и недостаточно развитую инфраструктуру в СЭЗ. Созданные на территории Кыргызстана СЭЗ нуждаются в обеспечении элементарных условий.

Рекомендации

Все СЭЗ Кыргызстана, кроме СЭЗ «Бишкек», не используют свой потенциал. Как один из вариантов можно было бы ликвидировать нефункционирующие СЭЗ. Альтернативный вариант – создание привлекательных условий для инвесторов путем максимального упрощения процесса инвестирования.

Во-первых, необходимо предусмотреть все в правовом аспекте. С 1992 года законодательство о СЭЗ менялось 9 раз. За все это время в каждую из статей вводились определенные дополнения и изменения.

Согласно законодательству Кыргызстана, на территории свободных экономических зон Кыргызстана действует особое благоприятное правовое регулирование. СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Кыргызской Республики и ускоренному развитию отдельных регионов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы и/или в иных целях, определяемых в законе о СЭЗ. Для того, чтобы законодательство соответствовало заявленным целям, необходимо проводить работу в следующих направлениях:

  • льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам;
  • политическая стабильность;
  • инвестиционные гарантии;
  • качество инфраструктуры;
  • квалификация рабочей силы;
  • упрощение административных процедур.

Перечисленные критерии служат точкой опоры при принятии решений инвесторами.

Более того, для привлечения инвесторов в СЭЗ в регионах необходимо сформировать дополнительные преференции с учетом таких факторов как:

  • Высокогорье, усложняющее процесс производства;
  • Транспортно-логистические издержки инвесторов;
  • Отсутствие необходимой инфраструктуры, которую инвесторам необходимо создавать за собственные средства и т.д.

Запрет на ввоз, хранение и реализацию подакцизных товаров на территории СЭЗ привел к негативным последствиям, как простаивание работы предприятий, выпускающих продукции с использованием подакцизных товаров. Необходимо разрешить ввоз в СЭЗ акцизных товаров, которые используются в процессе производства товара. Данная практика, к примеру, в Грузии, не рассматривается как экспорт товара.

Помимо развития инфраструктуры СЭЗов и льготного налогообложения, дирекции должны строить прочные взаимоотношения с игроками рынков других стран через государственные каналы, через сформировавшиеся бизнес структуры и через частные мероприятия. Есть большая возможность кооперации с СЭЗ соседних стран.

Относительно управления СЭЗ необходимо внедрение независимой оценки осуществляемой ими деятельности. У соседнего Казахстана все государственные компании обязаны получить кредитный рейтинг у авторитетных рейтинговых компаний. Можно перенять данную практику в отношении СЭЗ, а также рассмотреть возможность обязательного прохождения аудиторской проверки у признанных аудиторских компаний.

Также мировой опыт, показывает, что наибольшей эффективности СЭЗ могут достичь, когда руководство СЭЗ подчинены наивысшему органу управления в стране, нежели более низким звеньям управления. Это обычно президент, премьер-министр или министр финансов.

Далее, необходимо в законодательстве четко прописать нормы, регулирующие финансовую деятельность гендирекций. Нужно сделать бюджет СЭЗ максимально прозрачным – контролировать аккумулирование средств и их целевое расходование.

В Кыргызстане СЭЗ могут быть созданы только «сверху» — постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Однако, если преследовать изначальную цель создания СЭЗ – вклад в развитие экономики страны, необходимо рассмотреть вариант, что СЭЗ будут создаваться там, где удобно предпринимателям.

К основным направлениям повышения эффективности СЭЗ в Кыргызстане можно отнести: повышение инвестиционной привлекательности зоны путем обеспечения гарантий и защиты иностранных инвестиций, заключение двухсторонних и многосторонних инвестиционных соглашений; развитие инфраструктуры СЭЗ, обустройство инфраструктуры, обслуживающей бизнес, разработка и реализация мер по подготовке высококвалифицированных менеджеров, инженеров, рабочих и так далее.

Важно обращать внимание на развитие профессионально-технических и специальных профессиональных училищ, институтов и университетов, консалтинговых компаний и так далее. Существует необходимость в создании бизнес-инкубаторов для обучения предпринимателей основам бизнеса на территории СЭЗ.

Важным импульсом для повышения эффективности функционирования СЭЗ является информационно-аналитическая работа. Огромную роль в этом должны сыграть средства массовой информации, общественные организации и другие заинтересованные круги. Основное направление их работы формирование имиджа страны как надежного делового партнера.
Ad coverAd cover