Всемирный банк опубликовал очередной доклад об экономике Кыргызстана за период осень-зима 2018 года. В докладе рассматриваются состояние экономики страны и среднесрочные перспективы развития.
Последние тенденции экономического развития
Рост реального ВВП в январе-ноябре 2018 года замедлился до 3.1% – с 3.7% за аналогичный период 2017 года. Это замедление стало результатом сокращения темпов роста – как в сфере производства золота, так и в не связанной с золотом промышленности.
Показатели экспорта остаются слабыми – в основном, из-за резкого замедления экспорта золота, и несмотря на возможности торговли в рамках Евразийского экономического союза.
Привлечение частных инвестиций остается проблематичным. Последние события указывают на ограниченный прогресс в решении структурных проблем за последние несколько лет.
Несмотря на то, что в 2014-2015 годах КР удалось избежать рецессии, обусловленной внешними потрясениями, экономика остается уязвимой перед внешнеэкономическими потрясениями, учитывая ее высокую зависимость от не диверсифицированной экспортной базы, денежных переводов трудящихся и внешней помощи.
Состояние бюджета улучшилось благодаря высоким показателям налоговых поступлений и сокращению капитальных затрат. Это помогло держать государственный долг под контролем после его резкого роста в 2014-2015 годах. При низком инфляционном давлении кредитно-денежная политика остается мягкой.
Национальный банк снизил свою учетную ставку на 25 базисных пунктов – до 4.75% в мае 2018 года, – чтобы поддержать экономический рост, и проводил управляемое колебание обменного курса.
Перспективы экономического развития
В перспективе, темпы роста реального ВВП, по прогнозам, будут медленно ускоряться и к 2020 году достигнут 3.9% при поддержке со стороны всех основных секторов – промышленности, сельского хозяйства, строительства и услуг. Что касается спроса, то, согласно прогнозам, его рост будет зависеть от частного потребления, инвестиций и экспорта.
Экономика будет продолжать получать выгоду от значительного притока денежных переводов и укрепления внешнего спроса. В 2018–2020 годах активные денежные переводы будут поддерживать средний рост потребления на уровне около 3%.
Тем не менее, прогнозируется, что дефицит счета текущих операций останется на уровне около 9% ВВП, отражая структурные ограничения, значительную долю импорта в государственных инвестициях и опосредованное сквозное воздействие денежных переводов через импорт.
Для восстановления финансовых буферов власти обязуются к 2020 году сократить дефицит до 3% ВВП.
Специальный раздел: Потенциал роста и развития сельского хозяйства
Реализация потенциала экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью является важной задачей правительства по развитию сельского хозяйства.
Новое правительство объявило, что его приоритетами в сфере развития сельскохозяйственного сектора станут содействие производству высококачественной агропродовольственной продукции и развитию органического сельского хозяйства, повышение качества и безопасности агропродовольственных товаров и направление помощи на производителей тех групп сельскохозяйственной продукции (отдельные виды овощей и фруктов, бобовых, сухофруктов и так далее), которые обладают потенциалом создания высокой добавленной стоимости на экспортных рынках.
Для выполнения поставленных Правительством задач уместен следующий трехсторонний подход:
1) Расширение рынков для агропродовольственных товаров и повышение конкурентоспособности.
2) Соединение малых предприятий и фермеров с рынком и содействие производству товаров с более высокой добавленной стоимостью.
3) Создание благоприятных условий для агропродовольственного производства.
Реализация такого подхода потребовала бы большей инициативы со стороны правительства, которое бы устраняло ограничения, с которыми сталкиваются не только фермеры, но и агропродовольственные предприятия и экспортеры – то есть, устраняло бы сбои рынка по всей цепочке создания стоимости продуктов питания.
Это помогло бы преодолеть проблемы, обусловленные разрозненностью и малыми масштабами фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, выводя агропродовольственный сектор Кыргызстана на новый уровень развития.