Положение женщин на рынке труда Кыргызстана — неформальная занятость, безработица и миграция
В Кыргызстане, согласно данным Нацтстаткома, проживают 3.3 млн женщин. Почти 2 млн кыргызстанок сегодня в трудоспособном возрасте. Однако несмотря на численность и более высокий уровень образования, участие женщин на рынке труда, как и его оплата остаются низкими, а положение уязвимым.
Это, не говоря о внушительной доле занятости в неформальном секторе, более высокой безработице и миграции среди женщин.
Проблемы занятости женщин
Женщины составляют лишь 39% экономически активного населения страны. Уровень занятости кыргызстанок значительно уступает тому же показателю среди мужчин — 43% против 72%.
Подобный гендерный разрыв в уровне занятости отмечается на протяжении всей жизни женщины, усиливаясь в возрастных категориях от 20 до 34 лет — этот отрезок совпадает со средним возрастом вступления в брак и рождения первого ребенка, который в Кыргызстане составляет 24 года. В этот период женщины чаще всего оставляют работу для ухода за младенцем.
Работодатели зачастую не желают нанимать женщин этого возраста из-за потенциальной беременности и обязательств по выплате пособий, предоставлению оплачиваемого декретного отпуска и другой ответственности.
Средний возраст женщин, занятых в экономике, составляет 39 лет и только каждая шестая находится в возрасте 25-29 лет, а это всего 17% работающих в формальном секторе кыргызстанок.
!function(){"use strict";window.addEventListener("message",(function(a){if(void 0!==a.data["datawrapper-height"])for(var e in a.data["datawrapper-height"]){var t=document.getElementById("datawrapper-chart-"+e)||document.querySelector("iframe[src*='"+e+"']");t&&(t.style.height=a.data["datawrapper-height"][e]+"px")}}))}();
Разница между уровнем занятости женщин и мужчин начинает сокращаться только к 40-54 годам – в возрасте, когда у женщин, как правило, уже взрослые дети и они возвращаются к трудовой деятельности. Однако предыдущий подвал в полтора десятка лет имеет ощутимые последствия для продвижения по карьерной лестнице. Женщины, как правило, занимают должности низшего и среднего звена с меньшими зарплатами, а их доля среди руководителей составляет всего 28%.
Замкнутый круг
В Трудовом кодексе достаточно хорошо прописана защита трудовых прав женщины, особенно в период беременности и родов. Документ:
- запрещает отказывать женщинам в приеме на работу по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей
- содержит нормы об охране здоровья беременных женщин
- устанавливает отпуск по беременности и родам от 18 недель
- устанавливает размер пособия по беременности и родам для
- запрещает расторгать трудовой договор с беременными женщинами (за исключением случаев ликвидации организации и истечения срока трудового договора)
- предусматривает организацию грудного вскармливания
Кроме того, в Кыргызстане действует закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», запрещающий дискриминацию по причине семейного положения, беременности, потенциальной беременности и семейных обязанностей.
Однако несмотря на довольно прогрессивное законодательство, женщины сталкиваются с отказом в приеме на работу по причине беременности или наличия маленьких детей, меньшей оплатой труда, ограничениями в выборе некоторых профессий и продвижении по службе. Дискриминация выталкивает их в неформальный сектор, где они никак не защищены национальным законодательством, а также способствует безработице и миграции.
!function(){"use strict";window.addEventListener("message",(function(a){if(void 0!==a.data["datawrapper-height"])for(var e in a.data["datawrapper-height"]){var t=document.getElementById("datawrapper-chart-"+e)||document.querySelector("iframe[src*='"+e+"']");t&&(t.style.height=a.data["datawrapper-height"][e]+"px")}}))}();
- В неформальном секторе экономики работают 63% занятых женщин. Это около 600 тысяч кыргызстанок, большинство из которых находится в трудоспособном возрасте.
- Уровень безработицы женщин достигает 6.2% против 5% у мужчин. Особенно высок этот показатель среди молодых кыргызстанок (в возрасте до 28 лет) – 13.6%
- Вместе с тем женская миграция почти в два раза превышает мужскую. В 2019 году страну покинули почти 4.8 тысячи женщин против 2.8 тысячи мужчин. Картина внутренней миграции схожа – 16.4 тысячи женщин и 8.4 тысячи мужчин
Таким образом большое число работающих женщин Кыргызстана не имеют трудовых гарантий, на них не распространяются законы об охране материнства.
Кыргызстанки, занятые в неформальной экономике, не могут претендовать на декретные отпуска и пособия. Пособия по беременности и родам охватывают только тех, кто работает по трудовому договору или патенту, а также членов крестьянско-фермерских хозяйств и безработных. Это при том, что размер пособий не менялся с 2006 года и едва покрывает треть прожиточного минимума.
Учитывая, что большинство женщин Кыргызстана проживают в селах, где показатели бедности выше, а также социально-экономические последствия пандемии COVID-19 проблема стоит еще острее.
Международные стандарты
Кыргызстан рассматривает Конвенцию Международной организации труда 183 «Об охране материнства». Хотя отдельные нормы Трудового кодекса КР соответствуют стандартам, заложенным в Конвенции, последняя имеет более широкую сферу действия.
Конвенция 183 предусматривает:
- охрану здоровья беременных и кормящих женщин на рабочем месте (частично предусмотрено в ТК КР)
- отпуск по беременности и родам не менее 14 недель (от 18 недель в ТК КР)
- денежные пособия на уровне достаточном для того, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни
- право женщины на адекватные пособия из фондов социальной помощи, если она не отвечает условиям, дающим ей право на денежные пособия, устанавливаемым национальным законодательством
- медицинскую помощь женщине и ее ребенку
- сохранение места работы и недопущение дискриминации (ТК КР, закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»)
- организацию грудного вскармливания (ТК КР)
Ратификация документа позволит охватить огромное число женщин, которые не подпадают под защиту действующего законодательства об охране труда и материнства. Кроме того, расширение сферы социальной защиты благоприятствует смягчению последствия кризиса для уязвимых групп, решению проблем бедности.
Улучшение законодательства в области охраны материнства позволит обеспечить женщинам доступ к медицинской помощи, сократить материнскую и младенческую смертность. Это также позволит сохранить квалифицированные кадры — женщинам не придется снижать профессиональный статус, переквалифицироваться на профессии, требующие меньше компетенций, становиться безработными. Принятие Конвенции МОТ 183 даст КР возможность, уменьшить занятость в неформальном секторе и увеличить число экономически активных женщин, что положительно отразится как на благосостоянии населения, так и на экономике страны.