В июле Узбекистан объявил о начале приватизации национальной платежной системы Humo, что привлекло внимание казахстанской финтех-группы Kaspi. Компания выразила интерес к приобретению Humo с целью развивать текущую бизнес-модель, добавив свои платежные технологии и сервисы. Узбекистанское издание Spot обсудило с экспертами вероятность сделки и оценку Humo.
Инвестиционный банкир Музаффар Розиков из Kap Depo сообщил Spot, что основной причиной выхода Kaspi на узбекский рынок является его больший размер по сравнению с казахстанским. Также Узбекистан демонстрирует высокий уровень проникновения мобильной связи и развитие безналичных платежей, что делает его привлекательным для Kaspi.
В Узбекистане существуют несколько успешных финтех-компаний, чей профиль подходит к бизнесу Kaspi. Появление нового игрока для обычных пользователей означает повышение конкуренции на рынке, сказал он.
«Я лично оцениваю шансы Kaspi при приватизации Humo как высокие, и это будет к лучшему», — заявил Розиков.
Однако, по мнению другого эксперта, партнера компании Gafurov, Kardash & Partners Ёдгора Гафурова, шансы Kaspi на успешное завершение сделки могут быть не столь высоки. Даже если сделка состоится, местные игроки могут создать для Kaspi значительные барьеры с помощью регуляторных и административных инструментов, что замедлит рост компании в Узбекистане.
Эксперты также оценили возможные финансовые последствия сделки. Розиков предполагает, что покупка Humo может привести к значительному увеличению числа пользователей Kaspi, и оценивает стоимость бизнеса Humo более чем в $60 млн. Гафуров же считает, что минимальная оценка Humo может составлять не менее $80 млн, основываясь на сравнительных мультипликаторах и без учета текущих финансовых данных компании.
Аналитики сходятся во мнении, что покупка Humo может стать для Kaspi стратегическим шагом для выхода на рынок Узбекистана.