Электронный патент значительно упростил кыргызстанцам жизнь, сократив количество визитов в отделения Налоговой до минимума. Однако система оплаты откровенно недоработана, что приводит к тому, что налогоплательщики теряют деньги, которые, как оказалось, потом, скорее всего, им не возвратят.
Наша редакция сама столкнулась с такой ситуацией при онлайн оплате за добровольный патент, поэтому хочет предостеречь читателей от финансовых потерь.
Начнем с того, что четкой инструкции о том, как правильно оплачивать — нет. При том, что при онлайн оплате есть свои нюансы, о которых Налоговая служба говорит уже после того, как произошел инцидент.
Мы оплачивали добровольный патент через мобильный кошелек и в строке данных вводили ИНН пользователя, что обычно запрашивает Налоговая. Все реквизиты оплаты вышли как положено, поэтому мы совершили оплату. Однако в течение нескольких дней оплата так и не поступила, мы решили узнать, в чем дело.
Оказалось, при онлайн оплате добровольного патента, необходимо было выбирать не раздел «добровольный патент», а «электронный патент», однако нигде об этом не было сказано. Мы запросили возврат средств, чтобы повторно совершить оплату, но нам оплату так и не вернули.
«Как вы знаете, за электронный патент необходимо уплачивать через код-платежа, выданного после формирования патента. А не по ИНН (это только бумажная версия)», — сообщил пресс-секретарь ГНС Эркин Сазыков в комментариях в Facebook.
Но даже мы, издание, которое ежедневно пишет экономические и финансовые новости, а также освещает деятельность ГНС, об этом не знали. Что уже говорить о рядовых гражданах, которые не разбираются в особенностях налогообложения.
Пользователи соцсетей также пишут, что не раз сталкивались с этой проблемой.
Как сообщили в Налоговой, при неправильной оплате в банковском приложении или мобильном кошельке у граждан есть трое суток, чтобы обратиться в свой районный налоговый орган, где специалисты смогут перераспределить средства.
Если налогоплательщик обратился позднее обозначенного срока, то его средства останутся в налоговой системе, уточнили Economist.kg в ведомстве.
При этом, как отмечают пользователи социальных сетей, даже обращение в положенный срок не гарантирует возврат денег.
Мы потеряли на этой ошибке 8 700 сомов. В комментариях пользователи пишут, что теряли суммы больше, но их им так и не вернули.
Сумму, уплаченную по ошибке, также не перераспределяют в счет других налогов. Так сказать, купленная услуга возврату не подлежит даже при наличии всех необходимых квитанций, сообщают пользователи Facebook.
Конечно, есть и удачно разрешившиеся истории с неправильной оплатой патента, но их — единицы.
Как выйти из ситуации, честно говоря, мы сами не знаем. Но, поскольку мы столкнулись с безвыходной ситуацией, с которой сталкиваются, как оказалось, многие кыргызстанцы, просим вас быть внимательнее и в случае, если вы также столкнулись с подобной ситуацией невозврата средств по оплате в службу ГНС, отправляйте свои данные на нашу почту [email protected].