Кассандра Колберт: IFC поможет Кыргызстану увеличить частные инвестиции в цифровую инфраструктуру

Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного банка, является крупнейшим глобальным институтом развития, деятельность которого направлена на поддержку частного сектора.

С момента вступления Кыргызстана в IFC в 1993 году было выделено более $123 млн из собственных фондов IFC на финансирование 39 проектов в банковском, микрофинансовом, горнорудном, сельскохозяйственном и целлюлозно-бумажном секторах.

В последние годы IFC активно занимается поддержкой цифровой инфраструктуры в странах Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане.

Региональный руководитель IFC в Центральной Азии Кассандра Колберт рассказала Economist.kg о том, почему важно поддерживать развитие технологий и как

Расскажите, какие секторы наиболее интересны IFC для финансирования в Кыргызстане?

В Кыргызcкой Республике мы заинтересованы в инвестировании в финансовый, телекоммуникационный секторы, сельское хозяйство и перерабатывающую отрасль. В дополнение к инвестиционный деятельности мы также реализуем консультативные программы по улучшению инвестиционного климата, укрепления финансового сектора, обеспечения участия частного сектора в инфраструктуре, включая здравоохранение и образование, и т.д

Почему инвестиции в ИКТ сектор стали столь приоритетными в последние годы?

Благодаря развитию цифровых технологий, страны с формирующейся рыночной экономикой получают редкую, которую сложно было представить еще десять лет назад, возможность создать основы для экономического роста, социальной интеграции, инноваций, рабочих мест и доступа к высококачественным услугам.

IFC уделяет особое внимание финансированию развития цифровой инфраструктуры, включающей широкополосные сети, телекоммуникационные станции и центры обработки данных.

Все это — важнейшие инструменты цифровой экономики. IFC также поддерживает операторов сетей мобильной связи в развивающихся странах. Мы также осуществляем инвестиции в венчурные и находящиеся в фазе роста предприятия и компании, которые предлагают инновационные технологии или бизнес-модели в таких областях, как здравоохранение, образование, электронная коммерция и экологически чистые технологии.

За последнее десятилетие IFC выделила более $4,9 млрд на проекты в сфере телекоммуникации, медиа и технологий в развивающихся странах.

— Какие масштабные проекты в сфере развития цифровой экономики вы поддержали в Кыргызстане?

Одним из стратегических приоритетов IFC в Кыргызстане является повышение уровня цифровой интеграции за счет улучшения цифровой связи. В связи с этим, мне приятно отметить, что мы предоставляем инвестиции в размере $3 млн ОсОО «Элкат» на обеспечение оптоволоконной связью телекоммуникационные станции и домохозяйства, половина из которых находятся в отдаленных регионах страны без доступа к фиксированным каналам связи. Финансирование также поможет компании улучшить свою имеющуюся сетевую инфраструктуру. Это первая инвестиция IFC в телекоммуникационный сектор страны.

Данное финансирование является результатом сотрудничества в рамках текущего проекта Всемирного банка «Digital CASA — Кыргызская Республика».

Цель — интеграция страны в глобальную цифровую экономику посредством обеспечения доступа к высокоскоростным интернет-услугам и развития региональной интегрированной сети широкополосной цифровой инфраструктуры.

— Помимо предоставления инвестиций, какую еще поддержку оказывает IFC в рамках развития цифровой экономики?

Помимо предоставления прямых инвестиций поставщикам телекоммуникационных услуг, IFC финансирует работу по анализу текущей нормативно-правовой базы Кыргызской Республики с целью улучшения доступа к цифровой инфраструктуре для совместного использования.

Мы также работаем со Всемирным банком над глобальным исследованием в сфере облачной инфраструктуры и инфраструктуры данных. В исследовании будет оцениваться, каким образом подобные технологии могут быть эффективно использованы в таких странах, как Кыргызская Республика, а также определены основные условия, необходимые для поддержки жизнеспособных инвестиций в этой сфере.

Посредством наших консультационных программ IFC планирует помочь правительству страны в устранении пробелов в нормативно-правовой базе с целью увеличения частных инвестиций в цифровую инфраструктуру и более широкого проникновения высокоскоростной оптоволоконной связи в стране.

Основное внимание будет уделяться доступу к участку «последней мили», развертыванию цифровой инфраструктуры, включая среди прочего получение разрешения на строительство.

Мы также недавно запустили инновационную акселерационную программу «DigiLab Finance» в Европе и Центральной Азии с целью ускорения цифровой трансформации финансовых учреждений в регионе. В Кыргызской Республике мы уже предложили нескольким финансовым институтам принять участие в данной программе.

— Хотелось бы сравнить уровень интернетизации в Кыргызстане и по Центральной Азии. Кто является лидером, кто находится в числе отстающих?

В Центральной Азии доступ к высокоскоростному Интернету всё ещё ограничен; показатели охвата домохозяйств широкополосным Интернетом через стационарные сети связи в регионе колеблются от 3,1% в Таджикистане и до 35% в Казахстане, согласно данным TeleGeography. В Кыргызской Республике этот показатель составляет 15,7%, а в Узбекистане 9,8%.  При этом как в стационарных, так и в мобильных сетях связи скорость широкополосного доступа в Интернет для всех стран Центральной Азии существенно ниже среднемировой.

Регион Центральной Азии не имеет выхода к мировому океану; он расположен далеко от основных маршрутов прокладки подводных оптоволоконных кабелей. Из-за этого сложнее устанавливать широкополосные соединения, особенно в странах с горным рельефом, таких как Кыргызстан и Таджикистан.

В итоге регион сталкивается с рядом проблем, включая трудности с доступом к недорогому, надежному, высокоскоростному Интернет-соединению, особенно в сельских регионах; низкий уровень цифровых навыков; недостаточно развитая цифровая инфраструктура.

Все эти факторы препятствуют переходу к цифровой экономике и сдерживают внедрение электронного правительства, онлайн коммерции и других цифровых услуг.

— Какие самые распространенные барьеры на пути цифровой трансформации в странах вы встречаете?

Проблемы с доступом в Центральной Азии, включая Кыргызскую Республику, обусловлены главным образом:

  • слабой цифровой инфраструктурой;
  • ограниченной региональной интеграцией;
  • необходимостью реформирования нормативной базы в секторе ИКТ;
  • ограниченными цифровыми навыками;
  • а также низким уровнем частных инвестиций в данном секторе.

Международные исследования показывают, что цифровая экономика является катализатором ускорения экономического развития, повышения производительности производства, создания новых рынков и отраслей. Она также открывает новые возможности для инклюзивного и устойчивого роста. Например, согласно исследованиям, 10-процентное увеличение проникновения широкополосного доступа приводит к увеличению роста ВВП как минимум на 1%, а рост проникновения Интернета на 1% коррелирует с ростом экспорта на 4,3%.

Однако, развития с помощью ИКТ добиваются страны, которые планомерно выстраивают основы для цифровой экономики. Предоставление гражданам, предпринимателям и компаниям возможности процветания в условиях цифровой экономики будет зависеть от возможностей страны в обеспечении надежной, локальной и международной цифровой инфраструктуры; развития нормативно-правовой базы, поддерживающих цифровизацию экономической деятельности путем поощрения инноваций и привлечения частных инвестиций.

— Какое влияние оказала пандемия COVID-19 на телекоммуникационный сектор?

Пандемия COVID-19 возможно, больше, чем любое другое событие в истории человечества продемонстрировал критическую важность ИКТ для обеспечения связи и работоспособности предприятий, правительств и обществ. В мае 2020 года IFC провела исследование о влияние COVID-19 на глобальный телекоммуникационный сектор.

Опрос наших клиентов в этой отрасли показал, что многие компании телекоммуникационного сектора смогли укрепить свои позиции благодаря текущему росту объёмов данных, голосового трафика и расширению использования услуг связи, поскольку все больше людей работают удаленно и используют видеоконференции для виртуальных встреч и общения. Однако сектор не изолирован от краткосрочных или среднесрочных экономических потрясений. Cказываются ухудшение общих макроэкономических показателей, ограничения в распределении эфирного времени и дефицит спроса среди уязвимых слоев населения.

Например, карантинные меры повлияли на мобильность дистрибьюторов, ограничив возможности для развития нового бизнеса. Некоторые операторы сообщают о снижении розничных доходов из-за закрытия точек продаж несмотря на то, что часть расходов были возмещены через онлайн-каналы.

В целом большинство компаний выразили уверенность в том, что им удастся справиться с последствиями пандемии, а некоторые из них выразили обеспокоенность в среднесрочной перспективе и обратились за поддержкой к IFC. В качестве ответных мер IFC продолжит работать с ИКТ компаниями с целью обеспечения эффективной деятельности телекоммуникационной отрасли, дальнейшего расширения и развития, а также финансирования оборотных средств компаний в данном секторе.