Традиционного кредитования не будет. Клиент будет отправлять заявку из дома и моментально получать ответ

Со временем традиционное кредитование уйдет с рынка Кыргызстана. На его место придет система, при которой клиент напрямую, без посредников, сможет обратиться за кредитом не выходя из дома и буквально в течение минуты получить ответ. В этом уверен заместитель председателя ЗАО МФК «ИНКОМ» Самат Каликеев.

Финансовое издание Economist.kg побеседовало с ним о цифровизации финансово-кредитной системы, инновациях в секторе и о влиянии чистой кредитной истории заемщика на его благополучие.

— Какие продукты уйдут с финансового рынка, а какие останутся и почему?

— Со временем традиционное кредитование уйдет благодаря проекту «Тундук», который запустили в 2018 году, где все межведомственные организации объединяют данные в одну базу и предоставляют доступ к информации всем участникам системы. Как только этот проект окончательно заработает, традиционное кредитование полностью уйдет.

Расскажу на примере: «ИНКОМ» первым пошел по этому пути, мы запустили продукт на основе цифровых технологий, который полностью отличается от традиционного кредитования. Клиенту нет необходимости собирать справки о доходах, о членах семьи, с места жительства, иных документов. Ему достаточно просто пройти по ссылке money.incom.kg, заполнить заявку и отправить. Буквально в течение минуты он получает ответ об одобрении «Онлайн-Кредита».
— Какие продукты останутся?

— Традиционное кредитование со временем уйдет, ведь на дворе век цифровизации. Надо создавать удобства для клиентов, чтобы не было необходимости собирать документы, стоять в очереди и ждать решение кредитного комитета от 7 до 14 дней. Нужно создавать такие удобства, чтобы клиент сидя дома отправлял заявку и моментально получал ответ. Вот к чему стремится «ИНКОМ».

— Есть ли на рынке продукты, которые нравятся населению? Которые зарекомендовали себя и которые останутся несмотря на инновации на рынке?

— Это обычные потребительские кредиты и ипотека. Сейчас нужно предоставить удобства клиентам, чтобы они могли моментально получить средства и желаемую услуги или товар. Цель кредитования остается по продуктам, единственная разница — форма предоставления, сроки рассмотрения и способы доставки.

— Вы затронули проект «Тундук». Что это такое для таких компаний, как ваша и как финансовая система сейчас включена в этот проект?

— Мы его очень долго ждали. «Тундук» — это система, созданная для того, чтобы гражданам не приходилось «прыгать» из одной организации в другую для получения определенных справок. Все межведомственные организации отправляют свою базу данных в единую систему — «Тундук» — это справки из Госрегистра, МВД, судебные справки, справки из Налоговой, Соцфонда и другие. Теперь все это можно взять в одной организации.

Как только проект в полной мере заработает, все коммерческие банки и микрокредитные компании активно подключатся к организации. Это позволит максимально сократить сроки рассмотрения заявки.

В данном случае уже не будет необходимости клиенту самому собирать документы, так как финансово-кредитные организации будут брать необходимую информацию непосредственно из системы.
— Какие планы по распространению нового продукта «Онлайн-Кредит» и кто может им пользоваться?

— Продукт «Онлайн-Кредит» — это новое технологичное решение для небольших расходов, которые не терпят отлагательств. Этот продукт можно получить без залога и поручительства, просто заполнив онлайн-заявку. Сегодня онлайн-кредит доступен в Бишкеке, в Оше и в скором времени в Кара-Балте в рабочее время. Но совсем скоро кредит будет доступен 24 часа сутки, 7 дней в неделю в любой точке страны.

Мы хотим распространения этого продукта по всей республике. В наших планах уйти в ритейл, розничные услуги. Мы нацелены на выдачу малых кредитов на малые сроки, так как это максимально удобно.
— Какие есть инновации в секторе, кроме нового продукта и вообще какие сейчас востребованы гражданам?

— Ранее, при погашении или получении кредита, клиентам нужно было приезжать в компанию и оплачивать/получать через кассу, а это большая потеря времени. У нас обширная сеть партнеров, которая позволяет нашим клиентам осуществлять свои обязательства. При выдаче и погашении кредитов применяются такие приложения как Balance.kg, Элсом, карта Элкарт а также терминалы Банка KICB, Керемет Банка.

— Какие инновации в секторе нужны?

— Нужна цифровизация и создание такой площадки, где клиент напрямую, без посредников, может обратиться в финансово-кредитное учреждение. К примеру, если клиент хочет заказать товар, он должен иметь возможность сделать это удаленно.

— Как повышать ответственность клиента?

— Технологии нужны и важны, но нужно учитывать и уровень образования населения, нужно повышать уровень знаний в области кредитования. Клиенты должны знать, что полученный кредит нужно своевременно погашать, потому что эти действия влияют на его кредитную историю. Если у клиента хорошая кредитная история, то финансово-кредитное учреждение будет выдавать займы, принимать условия, которые нужны клиенту, сможет рассмотреть льготы при кредитовании на покупку авто или потребительский кредит. Все будет зависеть от кредитной истории и рейтинга заемщика.

Двусторонняя ответственность способствует тому, чтобы клиент и кредитное учреждение выстраивали долгосрочные отношения.