Госконтроль и комплаенс от 50 млн сомов: почему бизнес-ассоциации КР выступают против закона «О конкуренции»
Национальный альянс бизнес-ассоциаций (НАБА), представляющий интересы более 87 отраслевых объединений предпринимателей, направил официальное письмо главе кабмина КР Адылбеку Касымалиеву. Копия обращения также была направлена в редакцию Economist.kg.
Бизнес-сообщество просит отозвать проект нового закона «О конкуренции» и провести повторный анализ регулятивного воздействия (АРВ), ссылаясь на создаваемые для предпринимателей риски.
НАБА поддерживает шаги правительства КР по улучшению инвестклимата, но отмечает, что проект закона «О конкуренции» вызывает серьезную обеспокоенность. В обращении указано, что кабмин не соблюдал собственную методику АРВ, утвержденную постановлением №444 от 10 августа 2022 года.
Эта процедура требует оценить уровень риска для бизнеса, его имущественную ответственность и влияние на прибыль. Однако, результаты этой оценки не приложили к законопроекту. По мнению НАБА, это делает процедуру формальной и не дает четкого обоснования, зачем нужно принимать полностью новый закон.
Бизнес считает, что законопроект смещает баланс в сторону государства, усиливая контроль и вводя нечеткие правила. Документ содержит много общих формулировок, оценочных норм и отсылок на подзаконные акты. Это создает правовую неопределенность и дает антимонопольному органу широкий простор для толкования.
НАБА выделяет следующие ключевые проблемы:
- Нарушение равенства форм собственности. Закон не содержит прямого запрета на предоставление преимуществ государственным предприятиям. Это, на фоне общей тенденции к усилению участия государства в экономике, ставит частный сектор в заведомо невыгодное положение. Бизнес опасается, что это нарушит принцип честной конкуренции и может привести к вытеснению частных компаний госсектором.
- Перенос обязанности. Антимонопольный орган планирует отказаться от ведения официального реестра компаний-доминантов. При этом вводится требование, что хозяйствующий субъект сам должен доказывать, что его действия не ограничивают конкуренцию. Без доступа к достоверным данным о рынке и методикам оценки бизнес не может объективно определить свое положение. Это разрушает принцип презумпции добросовестности, многократно увеличивает административную нагрузку и создает условия для субъективного контроля.
- Обязательный антимонопольный комплаенс. Вводится обязательность внутреннего антимонопольного контроля для субъектов с выручкой свыше 50 млн сомов. НАБА подчеркивает, что международная практика, включая страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения), использует комплаенс как добровольный инструмент поощрения. Обязательность этой нормы при отсутствии четких методик оценки рынка приведет к росту бюрократических процедур и правоприменительных споров.
- Чрезмерные полномочия. Законопроект значительно расширяет власть антимонопольного органа, а именно предоставляет:
- возможность проводить проверки без предварительного уведомления;
- прямой доступ к коммерческим базам данных;
- право принудительного разделения бизнеса по решению органа без суда, что является прямым вмешательством в корпоративную структуру;
- увеличение срока исковой давности до шести лет, что создает долгосрочный риск ретроспективного привлечения к ответственности.
- Неопределенные понятия. Вводятся новые термины, такие как «сетевой эффект» и «цифровые платформы», но при этом отсутствуют четкие критерии или методики их оценки. Любая внутренняя синергия компании может быть признана злоупотреблением, если антимонопольный орган решит, что она «затрудняет доступ другим», что ставит бизнес в зависимость от факторов, которые он не может контролировать.
НАБА призывает кабмин КР внести в законопроект конкретные нормы и учесть отраслевую специфику розничной торговли и сельского хозяйства, чтобы поддержать устойчивые цепочки поставок «от фермера до прилавка».
Цель бизнес-сообщества — не ослабить контроль, а сделать его «адресным, гибким и соразмерным». Для устранения всех возникших противоречий бизнес просит провести АРВ более в широком составе и с участием всех заинтересованных лиц.