Минэконом КР представил на общественное обсуждение проект постановления, который направлен на упрощение применения электронной товаротранспортной накладной (ЭТТН) и электронных счет-фактур (ЭСФ) для предпринимателей, а также на снижение налоговой нагрузки.
Напомним, что ранее президент Садыр Жапаров поручил уменьшить налоговую нагрузку на население и предпринимателей, а также совершенствовать систему налогового администрирования. Для упрощения ЭТТН была создана межведомственная рабочая группа.
Проблемы внедрения ЭТТН
- Финансовая нагрузка: предприниматели отмечают, что закупка оборудования и обучение сотрудников требуют значительных затрат.
- Опасения увеличения налоговой нагрузки: с введением ЭТТН налоговые органы получают доступ к более точным данным, что вызывает беспокойство у бизнеса.
- Социальное напряжение и протесты бизнеса: система ЭТТН вызвала протесты среди бизнеса, могие предприниматели опасаются, что внедрение ЭТТН сделает их более уязвимыми к налоговым проверкам и увеличит административные расходы;
- Низкая цифровая грамотность: многие предприниматели, особенно работающие на рынках, сталкиваются с трудностями в освоении новых систем.
- Отсутствие технического оборудования: нехватка инфраструктуры замедляет процесс внедрения цифровых решений.
Предложенные изменения
В рамках проекта постановления предлагаются следующие изменения:
Применение ЭТТН полностью для всей цепочки подакцизных групп товаров:
- ГСМ;
- алкогольная продукция;
- табачная продукция;
- лекарства и медицинские изделия;
- сахаросодержащие напитки.
Однако для предпринимателей, зарегистрированных по пониженным ставкам единого налога, а также для налогоплательщиков, ведущих деятельность в зоне торговли с особым режимом, предложено внедрять применение ЭТТН для сахаросодержащих напитков постепенно, чтобы минимизировать нагрузку.
Оформление поставок крупными поставщиками
Производители, импортеры, крупные поставщики и дистрибьюторы обязаны оформлять ЭТТН при поставке товаров субъектам, зарегистрированным по пониженным ставкам единого налога (0%, 0.1%, 0.5%, 1%), а также налогоплательщикам, работающим в зоне торговли с особым режимом.
После этого дальнейшая реализация товаров может осуществляться с оформлением бумажной или электронной счет-фактуры (ЭСФ). Если товары продаются субъектами, работающими на рынках, другим субъектам, оформление также может производиться с использованием бумажной или электронной счет-фактуры. В случае продажи товаров непосредственно населению применяется кассовый контроль (ККМ).
Реализация товаров в зоне торговли с особым режимом
В торговых зонах с особым режимом, таких как комплексы «Дордой» и «Кара-Суу», предусмотрены следующие особенности:
- Импортер, поставляющий товары в зону торговли с особым режимом, оформляет электронную счет-фактуру (ЭСФ) с указанием 6 знаков кода ТН ВЭД. При этом ЭТТН в данном случае не применяется.
- Если налогоплательщик из зоны с особым режимом реализует товары в адрес субъектов, не зарегистрированных в этой зоне, он вправе выбирать между оформлением бумажной или электронной счет-фактуры.
- При реализации товаров между субъектами внутри одной зоны торговли с особым режимом использование ЭТТН, ЭСФ и ККМ не требуется.
Порядок работы для импортеров вне зоны с особым режимом
Если импортер планирует реализовывать товары субъектам, зарегистрированным вне зоны торговли с особым режимом, он обязан в обязательном порядке:
- зарегистрировать поступившие товары в модуле ЭТТН;
- оформлять ЭТТН и ЭСФ по установленным требованиям, с указанием 10 знаков кода ТН ВЭД.
Необходимость доработки системы ЭТТН
Предлагается рассмотреть возможность внесения технических улучшений в систему ЭТТН, включая:
- добавление функции внесения корректировок в ранее оформленные документы;
- отмену обязательного указания кодов идентификации товаров (кодов маркировки);
- внедрение других упрощений для повышения удобства использования системы.