Нацбанк хочет повысить требования к уставному капиталу операторов платежных систем – разбор

Национальный банк КР хочет утвердить новые требования к минимальному размеру уставного капитала для платежных организаций и операторов платежных систем. Соответствующий проект постановления опубликован на общественное обсуждение.

Этот шаг направлен на усиление финансовой устойчивости сектора и повышение надежности платежных услуг. Постановление также вносит изменения в порядок лицензирования и корректирует нормативы, утвержденные в 2019 году.

Требования к уставному капиталу для новых участников рынка

  • Операторы платежных систем – не менее 20 млн сомов;
  • Платежные организации – не менее 30 млн сомов;
  • Организации, совмещающие функции ОПС и ПО – не менее 50 млн сомов.

Кроме того, для организаций, предоставляющих услуги эквайринга и трансграничных платежей, установлены более высокие пороги:

  • 60 млн сомов – если они принимают платежи за товары и услуги от имени иностранных поставщиков по прямым договорам или с использованием технических платформ, а также собирают налоги и сборы на Единый казначейский счет через соглашения с госорганами;
  • 80 млн сомов – для эквайринга карт при наличии лицензии оператора платежных систем;
  • 110 млн сомов – для организаций, которые совмещают оба этих вида услуг.

Переходные требования для действующих организаций

Для действующих платежных организаций и операторов платежных систем предусмотрен трехлетний переходный период. До 1 июля 2027 года они должны постепенно довести свои уставные капиталы до новых нормативов:

  • Операторы платежных систем:
    • с 1 июля 2025 года – 8 млн сомов;
    • с 1 июля 2026 года – 15 млн сомов;
    • с 1 июля 2027 года – 20 млн сомов.
  • Платежные организации:
    • с 1 июля 2025 года – 10 млн сомов;
    • с 1 июля 2026 года – 20 млн сомов;
    • с 1 июля 2027 года – 30 млн сомов.
  • Организации с совмещенными функциями:
    • с 1 июля 2025 года – 18 млн сомов;
    • с 1 июля 2026 года – 35 млн сомов;
    • с 1 июля 2027 года – 50 млн сомов.

Для действующих платежных организаций, оказывающих платежные услуги эквайринга и трансграничных платежей, установлены минимальные размеры уставного капитала в следующие сроки:

  • Для платежных организаций, принимающих платежи за товары и услуги от имени иностранных поставщиков по прямым договорам или с использованием технических платформ, а также собирающих налоги и сборы на Единый казначейский счет через соглашения с госорганами:
    • с 1 июля 2025 года – 40 млн сомов; 
    • с 1 июля 2026 года – 50 млн сомов; 
    • с 1 июля 2027 года – 60 млн сомов.
  • Для платежных организаций, оказывающих услуги эквайринга карт:
    • с 1 июля 2025 года – 48 млн сомов; 
    • с 1 июля 2026 года – 65 млн сомов; 
    • с 1 июля 2027 года – 80 млн сомов. 
  • Для платежных организаций, совмещающих данные виды услуг:
    • с 1 июля 2025 года – 78 млн сомов; 
    • с 1 июля 2026 года – 95 млн сомов; 
    • с 1 июля 2027 года – 110 млн сомов. 

Дополнительные требования для значимых платежных систем

  • для системно-значимых платежных организаций и операторов платежных систем – минимальный размер уставного капитала дополнительно увеличивается на 200 млн сомов;
  • для значимых платежных организаций и операторов платежных систем – минимальный размер уставного капитала дополнительно увеличивается на 100 млн сомов; 
  • если платежная организация или оператор платежной системы признается провайдером критичных услуг – минимальный размер уставного капитала дополнительно увеличивается на 100 млн сомов. 

Причины изменений

С 2019 года сектор платежных услуг в Кыргызстане стремительно развивался. Объем платежей вырос в 11.5 раза, с 32.8 млрд сомов в 2019 году до 379.9 млрд сомов в 2023 году. Количество операций также увеличилось с 168.3 млн до 235.2 млн за тот же период.

Эти изменения повышают риски для финансовой устойчивости сектора, что требует более высоких требований к капиталу для защиты потребителей и участников рынка. Принятые меры направлены на повышение надежности и доверия к платежной системе, улучшение конкурентоспособности участников рынка и защиту прав потребителей.

При это имеются возможные риски, связанные с неспособностью отдельных участников вовремя довести капитал до необходимых нормативов, что может привести к их уходу с рынка.