Какие изменения внесены в Налоговый кодекс? Обзор МДС

Economist.kg
Какие изменения внесены в Налоговый кодекс? Обзор МДС

Представители Международного делового совета и других бизнес-ассоциаций совместно с госорганами на протяжении 2023 года работали над проектом поправок в Налоговый кодекс. Власти учли как минимум пять значительных предложений МДС, включив их в итоговый текст закона, также в документе отражены 25 общих предложений бизнеса. Об этом рассказал исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков на тематической встрече по вопросам нововведений в в налоговом законодательстве и путях урегулирования споров.

Среди участников встречи были члены и партнеры МДС из банковской сферы, пищевой промышленности, аудита и консалтинга, других отраслей экономики, представители госорганов, бизнес-ассоциаций. 

«Налоги и разрешение споров с госорганами традиционно находятся в списке основных вопросов ведения бизнеса, с которыми к нам обращаются. Поэтому кроме налогообложения мы решили предоставить на нашем мероприятии информацию по механизму разрешения споров с инвесторами, который администрируется Нацагентством по инвестициям», – объяснил глава МДС.

В рамках мероприятия начальник управления налоговой политики Минэконома Кубанычбек Ысабеков сообщил о результатах проводимой налоговой политики в 2023 году. Так, налоговые доходы за последние пять лет выросли с 121.5 млрд сомов в 2019 году до 294.4 сомов в 2023 году. По обращениям бизнес-сообщества приняты закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения» и закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР».

Замдиректора НАИ Жалын Жээналиев, в свою очередь, проинформировал, что по линии нацагентства удалось решить вопросы по пяти жалобам и тем самым сохранить инвестиции в размере $90 млн и около 650 рабочих мест. Кроме того, агентство разработало порядок рассмотрения жалоб инвесторов и их сопровождения.

Заместитель председателя Государственной налоговой службы при Министерстве финансов КР Нурлан Умтулов разъяснил технические вопросы администрирования налогов, ответил на многочисленные вопросы представителей бизнеса и ассоциаций. 

Общественности также был презентован обзор изменений в Налоговый кодекс КР, подготовленный экспертами МДС и представленный ниже.

Какие рекомендации членов МДС были приняты?

1. Создание перечня документов, заменяющих ЭСФ, для вычета по налогу на прибыль.

В апреле прошлого года была внесена норма, согласно которой не подлежат вычету с совокупного годового дохода стоимость материальных ресурсов, приобретенных без оформления счета-фактуры в виде электронного документа (ЭСФ) на территории КР.

Данная норма вызвала ряд сложностей у компаний, применяющих общий налоговый режим, так как по некоторым расходам невозможно было получить ЭСФ, соответственно без права вычета вынуждены было оплачивать налог на прибыль. Проблема была во многих секторах экономики, как закупки сельхозпродукции, оплата банковских услуг (в том числе комиссии) и услуг госорганов, приобретение транспортных услуг, авиабилетов, приобретение имущества у физических лиц, аренды земельного участка у физического лица под размещение базовой станции мобильной связи и д. р.

Изменения Налогового кодекса КР позволили налогоплательщику вместо ЭСФ в отдельных случаях оформлять документы, заменяющие такой счет-фактуру, расходы по которым подлежат вычету при расчете базы для налога на прибыль. Данные изменения коснулись также налогоплательщиков, применяющий упрощенную систему налогообложения. Важно, что данные изменения имеют обратную силу — с 3 апреля 2023 года.

2. Решение коллизии при зачете суммы НДС при импорте

Проблема была связана с зачетом НДС за приобретенные материальные ресурсы. Ряд компаний обратились с возникшей проблемой при импорте товаров. Неоднозначная трактовка статьи 316 в Налоговом кодексе КР исключала право зачета всей суммы НДС на импорт, начисленный на стоимость, определяемую в соответствии с законодательством, если данный НДС, превышает сумму НДС, начисляемую на фактурную стоимость (указанный в счет-фактуре или в инвойсе). Коллизия вызывала значимые проблемы у компаний при намерении взять в зачет НДС.

Иным вопросом данной статьи было противоречие нормативным актам Евразийского экономического союза, где для целей уплаты НДС налоговая база включает не только стоимость приобретенных товаров, но и акцизы, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

В итоге, редакция статьи 316 НК КР изменена, где НДС за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету лишь сумма НДС, начисленная на разницу между законодательно определенной и фактурной стоимостью. Также норма приведена в соответствие с нормами ЕАЭС.

3. Исключение барьера при переходе предпринимателей с общего режима на упрощенный

Согласно предыдущей редакции части 7 статьи 258 НК КР, при переходе налогоплательщика с общего налогового режима на специальный налоговый режим остатки товарно-материальных запасов признавались реализованными по их учетной стоимости и начислялись соответствующие налоги.

Бизнес-сообщество и эксперты высказывали мнение, что это является двойным налогообложением, так как в последующем при реализации товара будут вновь уплачены налоги. На практике, некоторым компаниям начислялись значительные суммы налогов. Предлагалось вовсе исключить данную норму.

В результате обсуждений был принят компромиссный вариант, где при переходе налогоплательщика с общего налогового режима на специальный налоговый режим остатки товарно-материальных запасов, основных средств и нематериальных активов, признаются реализованными по учетной стоимости и, соответственно, начисляются налоги лишь в том случае, если по ним ранее был принят НДС к зачету. Данное изменение исключило значительный барьер перехода предпринимателей на упрощенный режим.

4. Уточнения налоговой базы для плательщиков единого налога

Согласно статье 422 НК КР определенные доходы, полученные от другой деятельности налогоплательщика, применяющего упрощенную систему, также подлежат включению в налоговую базу для исчисления единого налога, исключением стал доход от положительной разницы от переоценки иностранной валюты. Также уточнена налоговая база, для ре-экспортеров, применяющий режим, установленный статьей 324 НК.

5. Снижение в два раза налога на имущество для гостиниц

В предыдущей редакции статьи 389 для расчета налога на имущество были установлены различные коэффициенты функционального назначения: для гостиниц – 1.6, а для санаториев, пансионатов, домов отдыха - 0.8. В связи с тем, что данные знания и сооружения имеют фактически идентичное функциональное назначение и смежные понятия, путем внесения изменений коэффициент для гостиниц был установлен 0,8, иначе говоря, снижен в 2 раза и приравнен к коэффициентам, применяемым к санаториям, пансионатам и домам отдыха.

Кроме вышеуказанных основных рекомендаций членов МДС, приняты ряд иных рекомендаций по техническим правкам.

  1. При проведении рейдового налогового контроля исключение процедуры снятие всех остатков товарно-материальных ценностей, которое фактические парализует деятельность предпринимателя, а в случае наличия большого объема товара, значительно затягивается.
  2. Освобождение от НДС и НСП некоторых работ и услуг, оказываемых ассоциациями и союзами в адрес своих членов, в частности, по правовому просвещению по соблюдению законодательства.
  3. Исключение некоторых коллизий в законодательстве, которые являются преградой для начала рассмотрения налоговых споров третейским судом.
  4. Исключение госорганов из субъектов, которые являются налоговыми агентами по НДС;
  5. Уточнение понятия «выигрыш» с учетом современных рекламных мероприятий, стимулирующих к покупке товаров и услуг.

Помимо вышеуказанных вопросов, поднимаемых членами МДС, были приняты следующие изменения:

  1. исключение понятия минимального уровня контрольных цен;
  2. право налогоплательщика на свободный доступ к информации о налогоплательщиках, применяющих льготные режимы и/или зарегистрированных в информационных системах по ЭСФ и ЭТТН;
  3. освобождение от исполнения обязанностей налогового агента по «обратному НДС», налогоплательщика, осуществляющего международные перевозки воздушным и железнодорожным транспортом;
  4. налоговая тайна не подлежит разглашению органами налоговой службы, их должностными лицами, за исключением некоторых случаев;
  5. включение уполномоченных органов других государств в перечень лиц, которым органы налоговой службы вправе разглашать налоговую тайну в соответствии с заключенными соглашениями об обмене информацией;
  6. отсрочка начала сдачи единой налоговой декларации на один год тем категориям лиц, кто еще не начал сдавать ЕНД: 
    1. физическому лицо, получившему налогооблагаемый доход – за 2024 год вместо 2023 года; 
    2. для всех остальных физических лиц – за 2026 год вместо 2025 года;
  7. исключение учетной регистрации для категорий налогоплательщиков, статус которых предоставляет право уплачивать налоги по отдельно установленным правилам, включая сельскохозяйственного производителя, сельскохозяйственный кооператив, торгово-логистический центр сельхозназначения, машинно-тракторную станцию;
  8. не требуется запрос налоговой информации при регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации транспортных средств субъектов, признанных (объявленных) банкротами;
  9. уточнение понятий сельскохозяйственных кооператива, производителя, заготовителя и продукта первичной переработки;
  10. уточнение информации, отражаемой в счет-фактуре, в том числе по деятельности на основе агентского договора;
  11. не облагаются подоходным налогом:
    1. оплата услуг персонального ассистента и/или лица с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в постоянном уходе и надзоре;
    2. суммы компенсационных выплат, полученных при выкупе земельного участка и/или имущества для государственных нужд;
  12. дополнение, что в случае, если реализуемое имущество было получено налогоплательщиком по договору дарения от близкого родственника, то установленный срок в один год для подоходного налога исчисляется с даты регистрации права собственности дарителя;
  13. дополнение перечня по освобождению от НДС:
    1. поставки торгово-логистическим центром сельхозпродукции и продуктов ее переработки, полученных от сельхоззаготовителей;
    2. поставки, осуществляемые некоммерческой организацией в сфере экологии;
    3. поставки и импорт исходных материалов, используемых в производстве лекарственных средств для животных и медицинских изделий по перечням, утверждаемым кабмином;
    4. поставки и импорт комплектующих и/или запчастей для производства или сборки ККМ, POS-терминалов, электронных устройств со встроенным принтером чека;
  14. уточнение факторов риска необоснованности образования сумм превышения НДС и процедуры возврата суммы превышения НДС налогоплательщику;
  15. изменение единиц измерения (налоговой базы) и ставок акцизы для изделий с нагреваемым табаком; увеличение ставок для средних дистиллятов, классифицируемых в товарной позиции ТН ВЭД 2710 19 290; включение в подакцизный товар прочих смазочных материалов, содержащих нефть или нефтепродукты, полученных из битуминозных пород, ТН ВЭД 3403 19 900 0;
  16. от уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг благотворительными организациями и по договору о социально значимом объекте;
  17. не являются объектом налогообложения налога с продаж международные перевозки;
  18. повышение ставки налога с продаж при реализации товаров, в адрес налогоплательщика, использующего режим «налога с розничных продаж с нулевой ставкой»;
  19. исключение требования налоговой отчетности к налогоплательщику, освобожденному от уплаты налога с продаж;
  20. установление повышенного коэффициента функционального назначения для игорных заведений в размере 2.2 для расчета налога на имущество;
  21. отсрочка на шесть месяцев (до 1 июля 2024 года) запрета на торговую деятельность на основе патента;
  22. снят запрет субъекту, осуществляющему деятельность застройщика, применять упрошенный налоговый режим;
  23. изменены ставки единого налога:
    1. для реализации смазочных масел и прочих масел под кодами ТНВЭД 2710197100-2710199800 могут быть применены сниженные ставки для торговой деятельности – 0.5% и 1% (также должны применять налог на деятельность в зоне торговли с особым режимом при нахождении на соответствующей территории);
    2. для сельхоззаготовителей установлен сниженный единый налог в размере 0.5%, при этом для заготовителей молока – 0.25%.
    3. увеличен порог с 8 млн сомов до 15 млн сомов для применения режима «налога с розничных продаж с нулевой ставкой»;
    4. субъекту, осуществляющему деятельность в сфере строительства жилых и нежилых зданий, выполняющий специальные строительные работы, установлен налог в размере 6%;
    5. уточнение субъектов свободных экономических зон имеющих право применять специальный налоговый режим при определенных условиях;
  24. изменения норм по специальному налогу на деятельность в зоне торговли с особым режимом:
    1. для субъектов швейного и/или текстильного производства при реализации товаров собственного производства не распространяется обязательное применение специального налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом. Могут уплачивать налоги на основе единого налога;
    2. исключен запрет, что в зоне торговли с особым режимом торговая площадь одной торговой точки не может превышать 50 квадратных метров;
    3. если у налогоплательщика имеется два или более торговых мест, то в заявлении плательщика налога на деятельность в зонах торговли с особым режимом указывается объем выручки отдельно по каждому торговому месту;
    4. предусмотрено тройное увеличение налога для налогоплательщиков, нарушивших порядок подачи заявление о превышении заявленного объема выручки.
    5. изменены ставки и формулы расчета налога.
  25. приняты иные технические правки.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости