Слияние современной моды, экологии и этно-культуры — как Айжан с сестрой создали экстраординарный бренд в КР

В сфере моды Кыргызстана бренд Cut a Dash выделяется своей экстраординарностью. Он не только стремится к креативному подходу, но и просвещает людей, поддерживая экологические идеи и пропагандируя традиции кыргызского народа. Основательница бренда Айжан Фирсова в интервью Economist.kg поделилась историей создания бренда, а также рассказала о трудностях творческого бизнеса и планах развития компании. 

— Здравствуйте, Айжан! Для начала расскажите немного о себе.

— Меня зовут Айжан, и я основательница бренда Cut a Dash. В университете я изучала банковское дело, но с детства меня тянуло к дизайну одежды. Я родилась в семье художников. Мой дедушка, Кенешбек Сейталиев, был графическим художником и редактором журнала "Чалкан", а папа Адиль Сейталиев — скульптор, автор известных, полюбившихся многим кыргызстанцам, произведений. Царившая в семье художественная атмосфера, безусловно, повлияла на мою тягу к творчеству, и, как результат, привела к идее о создании бренда.

— Насколько мне известно, Cut a Dash – бренд, который сочетает в себе современные и этнические кыргызские мотивы. Как вам пришла идея создать столь узкоформатный бренд?

— Идея создать бренд Cut a Dash пришла ко мне после окончания обучения в Британской школе дизайна в Москве. Жизненный опыт перевернул мое представление о визуальном искусстве. И в 2017 году я решила представить свою первую коллекцию одежды в Бишкеке. На этом этапе ко мне присоединилась моя сестра Сайкал Сейталиева. Мы презентовали коллекцию в центре современного искусства "Асанбай". Выставка была посвящена к экологической проблеме вырубки лесов. Это было первое в стране мероприятие подобного формата, где показывали моду не через подиум и моделей, а через искусство – желающие могли пощупать и примерить изделия, а также с головой погрузиться в смысловую составляющую коллекции. Нашей целью было передать через элементы одежды любовь и бережное отношения к природе. С тех пор мы сделали традицией проводить подобные показы каждые два года.

— Какими ценностями вы руководствуетесь при создании коллекций?

— Через Cut a Dash мы стремимся раскрывать тонкости искусства, просвещать и поддерживать экологичные идеи. Мы сохраняем остатки тканей для создания аксессуаров, придерживаясь идеи устойчивого производства. Вместе с тем через наш бренд мы стараемся рассказывать миру о культуре Кыргызстана.

— С какими трудностями вы столкнулись при создании бренда?

— Сложно было проложить путь к потребителю. На первоначальном этапе нам было не просто продемонстрировать целевой аудитории, что мы из себя представляем. При этом нам важно постоянно развивать у людей эстетический вкус и культивировать ответственное отношение к природе через моду.

Первые три-четыре года были сложными и в финансовом плане, однако мой супруг помог бренду на этом этапе. Позже случилась пандемия, которая подтолкнула нас к изменениям. Мы внедрили в коллекцию принты с этно-мотивами в современном стиле. Новинка пришлась аудитории по вкусу и быстро приобрела популярность, что позволило бренду нарастить продажи в Кыргызстане и выйти на рынок Казахстана.

— Когда-то вы говорили, что бренд Cut a Dash ориентировал на определенную аудиторию и не является массовым. Изменилась ли ваша позиция?

— Мы не стремимся к массовости. У нас есть свой потребитель, который разделяет наши ценности и видение о бережном отношении к природе и культурном наследии кочевников. Последнее время мы наблюдаем повышенных массовый спрос. Скорее всего, это результат признания нашего творчества со стороны блогеров и других известных личностей и желания людей соответствовать своим кумирам в выборе одежды и создании имиджа. Хотя, признаться честно, втайне нам хочется, чтобы осознанных людей, разделяющих наши ценности, становилось как можно больше.

— Сколько человек на сегодняшний день трудятся над созданием бренда в вашей команде?

— Нас всего 10 человек, но это действительно команда: постоянные консультанты в шоу-руме, пять девушек в мастерской, стажеры, оказывающие поддержку, и мы с Сайкал. Я занимаюсь дизайном и конструкцией, в то время как Сайкал отвечает за отрисовку принтов.

— Где вы приобретаете материалы для изделий? 

— Ткани мы закупаем из итальянских стоков. Принты на хлопке печатаем в Москве, так как в Кыргызстане их наносят только на синтетику. Бывает, иногда срочно покупаем некоторые ткани в магазинах Бишкека, при этом стараясь держать марку и поддерживать высокое качество изделий. Материалы с "Дордоя" и "Мадины" – это не про нас.

— Можно ли назвать ваш бизнес прибыльным? Наверняка, бренд приносит неплохие доходы.

— Не могу сказать, что я довольна текущими доходами. Нам есть к чему стремиться. В данный момент стратегия бренда ориентирована на повышение его узнаваемости и постепенное масштабирование. Поэтому всю прибыль мы реинвестируем в развитие и укрепление имиджа. В наших планах – открыть большой шоу-рум Cut a Dash, где мы сможем не только демонстрировать одежду, но и проводить различные мероприятия.

В плане рентабельности мы покрываем все расходы, включая выплату зарплаты и приобретение тканей. Но все же основная часть доходов направляется на создание качественного визуального контента, а также организацию и участие в мероприятиях в сфере моды и дизайна. 

— Как вы видите будущее бренда?

— Как я уже сказала ранее, мы мечтаем об открытии просторного шоурума в Кыргызстане. Поскольку нынешний – довольно небольшой по площади. Хочется, чтобы новое помещение было расположено в доступном аудитории месте, поскольку нам важно не только удерживать постоянных клиентов, но и привлекать новых, можно сказать, случайных посетителей. Вместе с тем, мы верим, что сможем полноценно выйти на рынок Казахстана. В этой связи помимо Алматы мы стараемся усилить присутствие в таких городах, как Астана, Атырау и Актау.