В Кыргызстане развитие услуг связи в последнее время идет высокими темпами. Уже тестируется технология 5G, готовится отмена роуминга в ЕАЭС, мобильные операторы в борьбе за клиента начинают оказывать с виду не свойственные им услуги. О том, куда движется телеком, и о конкуренции на этом пути Economist.kg рассказал генеральный директор Beeline в Кыргызстане Андрей Пятахин.
- Андрей, как Beeline оценивает свои позиции на рынке услуг связи в Кыргызстане?
- Мы очень хорошо чувствуем себя на юге. Там в некоторых областях мы - номер один; мы сохранили позицию. Нас там любят и ценят, поэтому активно развиваемся там.
На севере страны ситуация другая. Мы раньше были лидерами, но эту позицию потеряли, потому что недостаточно инвестировали. С 2021 года мы пытаемся вернуть наши позиции. Для этого мы построили в Бишкеке сеть 4G, в I квартале прошлого года завершили строительство. Нельзя сказать, что мы самые лучшие, но наш мобильный интернет высокого качества. Это видно по числу клиентов, которые к нам приходят, и по обратной связи.
В целом наша компания сфокусирована на туристические территории страны. У нас были специальные программы по усилению связи на горнолыжных курортах, таких как Каракол, Чункурчак, ЗиЛ. Что касается Иссык-Куля, в начале лета мы заметили там рост трафика сразу на 20%. Значит туристы на Иссык-Куле пользуются нашим мобильным интернетом. Мы сфокусированы на этих туристах.
У нас по-прежнему есть вопросы по позициям в Нарыне, Таласе и в нетуристических местах Иссык-Куля. Мы знаем, что нам нужно больше инвестировать и строить там. Но это уже задача нескольких следующих лет. Невозможно догнать везде, нужно делать по очереди. Мы лидеры на юге, но хотим быть лидерами в стране, что не просто.
Еще одно целевое направление развития компании - фокус на молодежь. Потому что они больше пользуются интернетом. Но мы не самый лучший оператор для молодежи. Мы подзапустили наш бренд в прошлом и теперь хотим сделать его живым, настоящим, ярким, активным и привлекательным. Не всегда получается, но мы видим, что молодые люди начинают пользоваться нашим оператором.
Во всех странах мира молодежь не лояльна к брендам в независимости от их происхождения. Если молодым интересно или выгодно поменять бренд, то они с легкостью это сделают. Они также быстро отказываются он номеров, ибо у них не такая сильная привязанность, как у более взрослых клиентов.
Конкуренция в КР очень серьезная, у нас сильные соперники. С ними приятно конкурировать; они точно не сдадутся и наши прежние позиции просто так обратно не отдадут. Кто будет делать продукты для клиентов быстрее и умнее, тот и будет выигрывать.
- В каких сегментах на этом рынке сейчас самая серьезная конкуренция и почему?
- Сейчас идет борьба не за то, чья сим-карта у клиента, а борьба за кошелек клиента. Потому что обычно у человека есть сим-карты сразу всех операторов. Есть сим-карты, которые просто принимают СМС-сообщения, например, для верификации банков. Поэтому идет борьба за то, чтобы стать первой сим-картой у клиента, на которой будет интернет.
Соответственно если мобильный интернет у какого-то оператора лучше или люди верят в то, что он лучше, то сим-карта этого оператора становится первой и за нее больше платят. Сейчас даже очень пожилые люди пользуются мобильным интернетом, хотя бы созваниваются по WhatsApp или Telegram со своими внуками. Но иметь две сим-карты, которые имеют доступ к интернету, дорого. Поэтому задача — стать оператором мобильного интернета.
- Год назад вы описывали вашего типового клиента, как мужчину с юга страны в возрасте от 40 лет. С тех пор что-то изменилось?
- Не сказать, что поменялось на 100%. Как выше упомянул, в Бишкеке у нас стало больше абонентов, которые явно моложе и которые начали пользоваться мобильным интернетом. Я не хочу сказать, что мы поменяли ситуацию в Бишкеке радикально. Но мы видим, что произошли серьезные изменения. Я смотрю по объявлениям, понятно, что это не является репрезентативным, но в объявлениях все чаще видны номера Beeline.
Мы не отворачиваемся от тех, кому за 40. Ибо это зрелые люди, которые могут себе позволить больше тратить и более ответственны. Мы не хотим, чтобы они от нас ушли. Но мы хотим показать и другим, что мы для них тоже привлекательны.
Мы по-прежнему ориентированы на туристов. Хотим, чтобы они по приезде покупали наши сим-карты. И у нас получается. Здесь как раз бренд играет на нас, потому что в КР много людей приезжает из России. Они знают бренд Beeline, им он понятен: лучше взять то, что ты знаешь, если это нормально работает. Мы довольны этим, но это не значит, что мы все отвоевали. Мы по прежнему не лидеры в стране, что нас очень огорчает.
- Как Beeline решает проблему цифрового неравенстве в стране?
- В прошлом году Кыргызстан был в лидерах по стоимости мобильного интернета. У нас самый дешевый мобильный интернет в мире. Сейчас ситуация немножко изменилась: мы то на 5-м, то на 4-м месте. Именно поэтому говорить о неравенстве очень сложно.
Кыргызстанцы привыкли использовать мобильный интернет как альтернативу фиксированному. У нас исторически так сложилось, что не слишком развит фиксированный интернет. Поэтому и очень много потребляется мобильного интернета. И столько интернета потреблять, как кыргызстанец, не может никто. К тому же за это кыргызстанцы платят очень мало. И параметры мобильного интернета достаточно хорошие у всех операторов страны.
Но Кыргызстан - горная страна, и поэтому у нас все еще много мест, где у людей нет доступа к качественному интернету. В этой связи мы как раз заключили соглашение с крупной английской компанией One Web. Она еще готова предоставлять услуги в Кыргызстане. Но в ближайшее время, я уверен, она обеспечит доступность интернета везде, даже на горных вершинах. Это очень важно, в том числе с точки зрения безопасности. Во время недавнего землетрясения в Турции произошло серьезное разрушение мобильной сети: все остались без связи, когда это было жизненно необходимо. Коротко говоря, всем оператором страны есть над чем работать.
- Расскажите о планах Beeline по технологии 5G в КР?
- Мы в прошлом году провели тест сети 5G в Оше. Технология показывает высокие скорости, людям она интересна. И возникает вопрос, когда это развивать и что с этим делать.
Если брать простого пользователя, вас или меня, и у нас будет 5G, мы на самом деле не почувствуем разницу скорости интернета на нашем смартфоне или ноутбуке. Ибо она и так нормальная. Смысла 5G для простых пользователей, кроме радости «Ооо, у меня 5G!», нет.
Мы посмотрели, сколько телефонов есть в Кыргызстане, которые поддерживают 5G. Оказалось, даже в Бишкеке показатель меньше 10%. Поэтому не сказать, что внедрение 5G - это необходимость, которая должна быть завтра реализована и без этого люди будут страдать.
Третий момент, 5G - это технология, которая позволяет очень быстро обмениваться данными между устройствами. Фактически она не для людей, она больше для машин. То есть машины должны друг с другом обмениваться информацией быстро. Например, если бы завтра в Бишкеке запускали беспилотные автомобили, то без технологии 5G нельзя было обойтись.
Пока нет крупных проектов в стране, которые бы потребовали внедрение этой технологии. А внедрение приведет к тому, что мы перестанем активно развивать технологию 4G, которой люди пользуются сейчас. Лучше мы усилим фиксированный интернет и 4G, а 5G придет потом обязательно.
- В ЕАЭС готовятся в ближайшие пару лет отменить роуминг в странах-участницах союза. Как вы к этому относитесь?
- Если государство примет такой закон, конечно, мы его реализуем, каким бы он ни был. Но мы считаем, что все должно происходить из экономической целесообразности.
Что значит отмена роуминга? Это значит, что абонент из Кыргызстана в другой стране может работать по родным тарифам. Но тарифы в другой стране могут быть дороже. Есть правила межоператорского взаимодействия. И звонок из Кыргызстана в другую страну стоит нам каких-то денег, которые мы платим оператору той страны. Соответственно, абоненты могут работать по соответствующим тарифам в другой стране. Но как обратная сторона будет действовать? Значит нам нужно поменять экономическую модель затрат. И оператор других стран не будет взимать плату с нас за эти звонки. И тут начинается большая путаница.
Цены внутри стран ЕАЭС настолько разные, межоператорское взаимодействие настолько сложное, что будет сложно реализовать отмену роуминга. Опять же, повторюсь, мы реализуем все, что угодно, если примут такой закон. Однако мы не уверены, что это необходимо для граждан ЕАЭС. К примеру, если в моей стране связь дороже, чем в Кыргызстане, то по приезде сюда я не буду пользоваться дорогим тарифом. Мне проще купить местную сим-карту и платить меньше.
Пока не до конца понятно, для кого отмена роуминга, как это сделать, не ясны плюсы от этого. Наш оператор в тарифном плане сделал специальное предложение для тех, кто в роуминге. Я уверен, что этот наш продукт идет как безроуминговое пространство. Многие проекты делаются для красивой идеи. Мы не видим в отмене роуминга смысла ни для одной страны.
- Какие будут потери у оператора, если примут отмену роуминга?
- Мы не считали точные затраты. Они зависят от множества факторов. Есть вариант, что операторы друг другу будут это компенсировать. Таким образом потерь не будет. Есть вариант, что государство будет компенсировать, во что мы не верим, но тоже может быть. Также есть вариант, что операторам могут просто сказать: «Сделайте так - и все».
Если смотреть с точки зрения Кыргызстана, то, например, к нам приезжают абоненты из России, их очень много и их число растет. Эти абоненты пользуются связью, и мы за это получаем деньги от российских операторов. Мы с этих денег платим налоги. Чем больше денег мы получаем, тем больше платим налоги. И если введут безроуминговое пространство, то денег, соответственно, будет меньше. Но компания-то переживет, так как это не существенный удар по экономике организации. А вот налогов в бюджет государства будет меньше. Зачем Кыргызстану это делать? Чтобы кого порадовать? Этот проект, не приносящий дохода операторам, однако его ущерб тоже не велик.
- В каком секторе или направлении Beeline намерен занять лидирующие позиции?
- У нас очень серьезная борьба с государственным оператором, не буду называть имени, который насильно заставляет госсектор переходить от других операторов к нему. Но мы исторически хороши в корпоративном сегменте, где также хотим оставаться на лидирующей позиции. Нам, конечно, сложно бороться с таким давлением. Но мы стараемся предоставлять такой сервис и так обслуживать клиентов, чтобы от нас даже при таком давлении не хотели уходить.
Также мы очень внимательно следим за таким сегментом, как межмашинное взаимодействие (machine to machine). Это пос-терминалы, которые связываются с чем-то, автоматизация перемещения грузов. У нас в этой сфере много клиентов. Деньги там, если честно, небольшие. Но это направление нам интересно.
Также у нас есть компания Balance.kg, которая занимается мобильными финансовыми сервисами: денежные переводы, оплата товаров и услуг, коммунальных платежей и так далее. Это очень интересный сегмент, в котором ведут борьбу не только финансовые организации, но и операторы связи Кыргызстана. Мы здесь не лидеры - все же банковское регулирование жестче, чем мобильное - но хотелось бы стать лидером с точки зрения переводов между странами. И мы видим как мы растем в этом сегменте. Например, мы первые сделали такую услугу, как снятие денег со своего мобильного кошелька в банкоматах страны.
Плюс мы смотрим на разные сегменты, которые находятся на стыке телекома и IT. Мы можем для банков предоставить какую-то информацию, не нарушая закон. Например, можем рассказать, кто может быть их потенциальными клиентами или как улучшить работу с уже существующими. Это большой бизнес в соседних странах. Кыргызстан чуть отстал в этом направлении. И мы пытаемся быть здесь первыми, потому что мы часть международной группы Veon. Так, мы можем взять опыт, который есть в Бангладеш или в Пакистане, и реализовать его здесь. То есть не придумывать велосипед, а взять его, прикрутить наши кыргызские колеса и на нем быстро поехать. У наших партнеров по рынку такой возможности нет. Хотя они тоже на нас внимательно смотрят и с этим работают.
Наконец, у нас есть услуга, которую ни один оператор в КР не оказывает. Мы для нескольких коммерческих банков оказываем услуги Security Operations Center (SOC). Мы следим за тем, чтобы их IT-сеть не была атакована хакерами и вредоносными вирусами. Внутренние стандарты в компании Veon настолько высокие, что они превосходят стандарты, которые есть в Кыргызстане. Мы научились делать это хорошо и начали продавать такую услугу.