Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Что такое трекшн и как бизнес-трекеры помогают стартапам — интервью с Эрмеком Иманбековым

Что такое трекшн и как бизнес-трекеры помогают стартапам — интервью с Эрмеком Иманбековым

Эрмек Иманбеков работал около 10 лет в банке в отделе кредитования и финансирования проектов. А сейчас он — один из лучших бизнес-трекеров Кыргызстана.

В интервью для Economist.kg он поделился тем, как трекеры помогают бизнесменам и почему он сам решил проводить трекшн для стартапов бесплатно.

Бизнес-трекерство в Кыргызстане

Мы базируемся в двух компаниях — DevCIT Acceleration и «Студия трекеров». Мой бизнес-партнер Валерий Гришин привез в Кыргызстан бизнес-трекерство впервые около шести лет назад. Методику, которую мы используем, разработали в Фонде развития интернет инициатив России и сейчас у нас она широко применяется.

Летом мы проводили трекшн в Кыргызстане по заказу венчурного фонда Казахстана MOST и Организации исламского развития. И вот в конце ноября три наших стартапа (DofPhotos, Fin.KG, Til Zone) едут в Марокко на финал акселерационной программы A-Hub.

О стартапе DofPhotos мы писали ранее, интервью с молодыми стартаперами можете прочитать здесь:

Стартап DofPhotos помогает фотографам из КР зарабатывать на фото национального колорита и природы

Что такое трекшн?

Трекшн — это то, что помогает ускорить бизнес. Для этого есть определенные методики. Допустим, вы — предприниматель, у вас стоит задача увеличить выручку и для этого у вас есть ряд гипотез. Как быстро понять, какая именно нужна, не вкладываясь в каждую из них  и не теряя деньги? Можно проверить, дать объявление, посмотреть на заинтересованность людей, отклики, звонки. Так эта методика позволяет без денег и вложений на основе каких-то данных узнать, есть ли спрос на рынке и в дальнейшем внедрять продукт.

Кто такой бизнес-трекер?

Трекер — это тот, кто помогает стартаперу проверить свои гипотезы для развития бизнеса. Основатель бизнеса вместе с трекером проводит исследование рынка и решает дальше, по какому пути ему следует двигаться и в каком направлении действовать.

Если бизнесмен двигается один, у него на эти шаги уйдет больше времени и средств. Трекер же подсвечивает те пробелы, которые нужно решить в определенный момент, для более быстрого и легкого роста бизнеса.

Сейчас очень распространена такая практика, где трекер входит в небольшую долю проекта и взамен на это дает постоянный систематический трекшн. Так, трекер будет сам заинтересован в том, чтобы бизнес развивался, ведь он становится его частью.

В чем отличия трекера от бизнес-консультанта?

Трекерство сильно отличатся тем, что консалтинг говорит тебе, что нужно сделать. Трекер же не дает готовых решений, он фокусирует на достижении результата. Основатель бизнеса ставит гипотезы, цели и встречается с трекером раз в неделю на протяжении нескольких месяцев. Совместно они замеряют данные исходной точки, составляют план, идут по определенному пути и смотрят, что в итоге получается. Консультант уходит, унося с собой свои знания. А после работы с трекером, бизнесмен оставляет за собой наглядный практический опыт.

Бесплатный трекшн

Я лично даю один бесплатный трекшн для стартапа. Это, можно сказать, моя социальная ответственность. Если есть стартап, который нацелен на внешний рынок, то я готов ему помочь с трекшеном бесплатно, если он меня заинтересует. Потому что у стартапа денег нет, но мне интересен его рост.

Если вы спросите, почему я решил давать бесплатный трекшн… Я просто так захотел. Я наблюдаю, как в этой сфере активно развивается Казахстан и мне хотелось бы, чтобы в нашей стране тоже был рост. Пока еще финансово стартапам помочь мы не можем, но важно показать людям, что их бизнес может расти и я как трекер готов помочь.

Какой стартап может получить бесплатный трекшн?

В первую очередь, я буду смотреть на то, насколько идея стартапа живучая и насколько она может захватить рынок. Также для меня важно, чтобы команда занималась проектом фултайм. Еще я обязательно смотрю на саму команду, кто в ней есть, сколько человек. Минимальное количество должно быть двое. Это основные критерии, на которые я смотрю. Но идеально конечно было бы, если бы стартап уже показал, что может приносить какую-то выручку.

Вклад в развитие Кыргызстана

Главное мое желание — развить этот рынок в Кыргызстане. Чтобы стартаперов, трекеров, бизнес-ангелов и инвесторов становилось все больше. На данный момент рынок у нас очень маленький. Есть такая тенденция, что хорошие молодые умы уезжают за границу открывать бизнес в других странах.

Поэтому я считаю своей ответственностью делать вклад в развитие этой сферы. Чтобы появлялось много стартапов, основанных именно здесь. И крупные проекты, имея влияние даже во всем мире, при этом могли похвастаться именно кыргызстанским происхождением.


Читайте также:

Бизнес-ангелы и инвестфонды основные инвесторы стартапов в Кыргызстане

Названы пять критериев для гарантированного получения инвестиций в свой стартап

Красивая природа и развивающийся IT-рынок  —  программисты-релоканты рассказали, почему выбрали Кыргызстан

Ad coverAd cover