Glovo – первая европейская инвестиция в сферу электронной коммерции в Кыргызстане. Уже два года как сервис по доставке удовлетворяет потребности жителей Бишкека и Оша и приносит внушительный доход малому и среднему бизнесу.
О миссии компании, сильных и слабых сторонах рынка Кыргызстана на форуме по развитию электронной коммерции рассказал сооснователь Glovo Саша Мишо.
— Как к вам пришла идея создать Glovo?
— Все началось с того, что мы (основатели Glovo Оскар Пьер и Саша Мишо) обратили внимание на компанию Uber (прим. – приложение для вызова такси). Uber изменил наш подход к заказу такси. Мы подумали, было бы круто сделать нечто похожее, только не с перемещением людей, а с перемещением товаров, продуктов, вещей в чертах города. Интересно, что изначально Glovo было сфокусировано на доставке разных вещей, а не только на еде из ресторанов и магазинов. Еще мы обратили внимание, что такие компании как Alibaba и Amazon способны доставлять вещи за два дня. Тогда-то мы решили, что Glovo должно будет доставлять это за час или два. Сейчас у людей новая потребность – получить нечто прямо сейчас. Мгновенная доставка – новый тренд, который становится реальностью. Мы поспешили охватить эту нишу, так как поняли, что за этим – будущее.
— Сколько изначально было сотрудников в вашей компании?
— Начинали мы с коворкинга в Барселоне. В команде были я, Оскар и еще пять человек. На сегодняшний день всего офисных сотрудников, работающих в Glovo, 4 тысячи. Это без учета курьеров.
— Многие стартапы прогорают в первый же год существования, как вам удалось удержаться на рынке?
— У нас получилось выполнить несколько вещей на «отлично». Одно из наших больших преимуществ – мы развивались очень быстро. Мы открылись в Барселоне, потом в двух городах Испании, затем – в Южной Европе и Латинской Америке. После этого – в Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане. В один месяц мы открывались в нескольких странах. Второе. Несмотря на то, что Glovo – международная компания, мы работаем локально. Мы предоставляем максимальную автономность для местных команд, которые руководят регионами. Нас видно на улицах. Мы работаем с местными курьерами и партнерами. Повторяю, мы – международная компания, но мы максимально локализированы. Третье. Мы через приложение предоставляем доступ к лучшим ресторанам-партнерам в городе.
— У вас огромный опыт работы на международных рынках. Скажите, какие отличия между рынками Центральной Азии и другими странами? Какие преимущества и недостатки у рынка Кыргызстана?
— Первый минус: в Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, слабо развиты рынок e-commerce и диджитализация. Второй минус: большой процент кешовых транзакций. В некоторых странах Европы, где мы работаем, 100% онлайн транзакция, нет наличных расчетов. С другой стороны, ваши недостатки – ваши преимущества, так как перед Glovo открывается поле для работы. Простыми словами, это позволяет развивать под нас «экосистему» и получать свою долю бизнеса. Для нас то, что на рынке не хватает диджитализации, — большая возможность. Мы закрываем эту нишу. В то же время, мы становимся триггером для привлечения других брендов. То есть, мы готовим почву для международных инвесторов.
— Какие перспективы Glovo видит в развитии цифровой экономики Кыргызстана?
— Glovo видит себя частью развития цифровой экономики Кыргызстана. Мы также понимаем, как важно сотрудничать не только с локальными партнерами, но и с правительством страны. Мы подписали соответствующий меморандум, чтобы совместными усилиями с правительством развивать электронную коммерцию. Glovo работает непосредственно с государственными органами и принимает участие в развитии нормативных актов.
— Glovo относительно недавно функционирует в нашей стране. Есть статистика, сколько граждан Кыргызстана пользуются сервисом?
— За два года Glovo принес дополнительный оборот малому и среднему бизнесу в размере 80 миллионов сомов в месяц. Это те продажи, что проходят через платформу Glovo: около 100 тысяч заказов в месяц. Мы функционируем в двух городах, Бишкеке и Оше. У нас есть планы расширения, мы хотим охватить Каракол, Джалал-Абад и Кара-Балту. У этих городов есть необходимые инфраструктура и потенциал для того, чтобы такой игрок, как Glovo, зашел. Активных курьеров в месяц Кыргызстане – 600. С учетом того, что за последний год наши показатели выросли в три раза, мы планируем увеличить количество курьеров до двух тысяч и даже больше.
— Можете дать несколько советов о том, как запустить свой стартап, открыть бизнес, развить его и не прогореть?
— Первый шаг – окружить себя правильными людьми: партнерами, сооснователями. Когда ты находишься в хорошем окружении, которому доверяешь, идеи взлетают. Еще один важный момент – поиск и нахождение талантов. Идей и хороших планов много, но исполнение часто хромает. Важно находить талантливых компаньонов, которые помогают воплотить идеи в реальность.
Второй совет: во время работы фокусируйтесь на одной или двух вещах. Не стоит фокусироваться на многом, так как от этого страдает качество.
Третий совет – скорость. Лучше сделать что-то быстро, попасть на рынок, совершить ошибки и исправить их в процессе, нежели выжидать, делать максимально идеальную схему и только потом ее запускать. Так вы только потеряете время, а кто-то другой сделает за вас это быстрее.
— А сколько раз в неделю вы сами пользуетесь Glovo?
— Моя семья совершает около 20-25 заказов в неделю. Я – где-то 6. Важный момент: внутри нашей компании есть дни, когда сотрудники, даже основатели Оскар Пьер и я должны доставлять заказы клиентам самостоятельно. Что это нам дает? Мы видим процесс с другой стороны, вне офиса. Так что вы можете увидеть меня на улицах Барселоны с рюкзаком-доставкой. Я доставлял заказы таким образом в 12 странах.