Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Как вернуться в Кыргызстан и построить настоящую шоколадную фабрику? История успеха компании «ШоколадКА»

Как вернуться в Кыргызстан и построить настоящую шоколадную фабрику? История успеха компании «ШоколадКА»

Традиционный турецкий деликатес в подарочных коробках рахат-лукум сегодня можно встретить на прилавках местных торговых сетей. И речь идет не об импортном десерте или конфетах ручной работы. В Кыргызстане есть производитель, изготавливающий эту сладость в промышленных масштабах. Этим производителем является компания «ШоколадКА» — за пять лет эта компания выросла из маленького цеха в настоящую шоколадную фабрику.

Историей успеха «ШоколадКИ», выпускающей кондитерские изделия под известной отечественной торговой маркой Confetto, с Economist.kg поделилась учредитель компании Айнура Сыдыкова.

Фабрика сладостей

Сладости под брендом Confetto семейная пара начала производить в 2017 году после возвращения из Турции. В Стамбуле глава семейства занимался экспортом кондитерских изделий. По приезде на родину задумался, что делать дальше. Выбрал производство.

«На первых порах арендовали помещение площадью 300 квадратных метров, — вспоминает владелица предприятия. — Драже с начинкой из сухофруктов, орехов, талкана, чак-чака изготавливала вручную на домашней кухне и привозила в цех для глазировки».

На выставку товаров на Иссык-Куле в 2019 году производители привезли 16 (!) видов драже. А примерно через полгода решили поработать в сфере b2b. Первый же клиент из России был приятно удивлен, ощутив вкус натурального шоколада. Ведь зачастую в составе экспортной продукции стараются использовать заменители натуральных продуктов.

Заказы пошли один за другим. Пришло время расширять производство. Сегодня компания «ШоколадКА» переехала в более просторный цех. На площади в тысячу квадратных метров производят драже «Радуга» на экспорт, конфеты с арахисом, «камушки», кыргызский M&M’s для местного рынка, а также рахат-лукум в коробках от самого простого, классического до «королевского» для праздничных застолий.

«Мы и работаем для детей. Например, у нас есть упаковки для драже в форме разноцветных карандашей для рисования. В коробки с такими сладостями вкладывается альбом, — отмечает учредитель компании «ШоколадКА» Айнура Сыдыкова. — Мой супруг говорит так: «Если мои дети это едят, то могу и вашим с гордостью предложить свою продукцию».

Рахат-лукум кыргызского производства

«В начале было только четыре дражировочные машины, а сейчас уже 16. Все оборудование привезено из Турции, — проводит экскурсию по своим владениям Айнура Сыдыкова. — Ингредиенты натуральные: сахар каиндский, орехи и сухофрукты из Ошской области. Какао-масло для драже заказываем в Малайзии, фруктовые ароматизаторы и экстракт солодки для рахат-лукума в Турции. Конкурентов на местном рынке у нас нет. Ну, а тягаться с мировыми брендами, представленными на наших прилавках, смысла нет. Каждому свое. У Confetto есть свои клиенты, которые любят и ценят натуральный продукт».

К производству восточных сладостей супруги пришли не сразу. После переезда на новое место возникла мысль: «Если свободного пространства много, то почему его не использовать максимально?». На работу приняли кондитера из Турции. К своей кухне Абдуллах не подпускает никого. Сам закладывает в варочный котел сахар-песок, крахмал, лимонную кислоту и другие необходимые ингредиенты. Собственноручно режет сладкое застывшее «полотно» на кусочки, игнорируя специальный аппарат для резки, – на нем не получится так, как надо мастеру.

«Классический рахат-лукум варится полтора часа. Если не доварить или переварить, десерт превратится в желе или мармелад. Загустители не используем. После варки разливаем массу в специальные прямоугольные формы, после чего оставляем ее остывать в естественных условиях на 24 часа», — объясняет Абдуллах.

Самый простой десерт куш-лукум состоит из трех видов со вкусом киви, апельсина и малины. В более «благородные» разновидности лакомства добавляют обжаренные фисташки, грецкий орех, фундук, сухофрукты, шоколад, нугу. Спросом пользуется джезерье, которое варится четыре часа. В основе – морковь с добавлением орехов, чернослива и кураги. Десерт получается с кислинкой, не приторно сладким.

«Рецепт приготовления лукума Абдуллах никому не рассказывает. Но я думаю, что самый главный секретный ингредиент, благодаря которому лакомство получается таким вкусным, – любовь, с которой готовит наш кондитер. Он вкладывает в дело всю душу!», — улыбается Айнура Сыдыкова.

Успехи «ШоколадКИ»

В этом году бренд Confetto прибавил не только в объемах, но и в качестве. Приглашенный мастер из Германии помог усовершенствовать рецепт приготовления шоколадного драже. Сама Айнура стала участницей наставнической программы «Женщины в бизнесе», реализуемой «Женским форумом «Курак» при поддержке Финансовой инициативы для женщин-предпринимателей #WeFi и правительства Швейцарии через Фонд содействия малого бизнеса ЕБРР «Консультации для малого бизнеса ЕБРР / ЕРӨБ Чакан ишканаларга кеңеш берүү«.

«Мне было приятно помогать мужу, добиваться перемен и результатов в личностном росте. В начале программы мы с ментором Адхамом Убайдуллаевым нацелились на улучшение внутренней стратегии и, считаю, достигли этой цели. Я частично делегировала свои обязанности новым сотрудникам. Созданы дополнительные рабочие места, увеличены производственные площади, автоматизированы некоторые процессы, внедрена программа 1С. Сейчас работаем с консультантами для получения сертификатов пищевой безопасности по стандарту ISO 22000», — делится достижениями учредитель компании.

Она признается, что, даже несмотря на положительные отзывы, раньше стеснялась открыто заявлять о своей продукции. Сомнения и нерешительность остались в прошлом. Крепкая уверенность в собственных силах позволяет строить новые планы по развитию:

«Наша семья вернулась в Кыргызстан, чтобы расти самим и развивать страну. И мы исполняем это предназначение».
Ad coverAd cover